В.Бондаренко

Практика столба в боевых искусствах

Значение практики столба для боевых искусств

Знаменитые мастера XIX века Сун Шичжун и Го Юньшэнь исходным пунктом Синъицюань называли Саньтиши(положение столба в синъицюань), а Сунь Баоинь в книге "Синъицюань" написал:
"Прежде чем научиться бить, сперва тренируй столб. Тысяча способов происходит из саньтиши."

Сунь Лутан рассказывал о своем ученике Ци Гунбо:"Ци Гунбо три года практиковал саньтиши, поэтому его внутренняя сила сконцентрировалась, форма и мысль соеденились в одно. Если тронешь его, тут же усилия всего тела скоординируются, и он мгновенно производит сильный "взрыв" силы; руки его взлетают как стрелы – будто тигр бросается на ягненка и тот в страхе бежит..."

По словам Сунь Цзяньюнь, дочери Сунь Лутана, "Ци Гунбо не практиковал ничего, кроме саньтиши в течении 3 лет. Ежедневно он приходил на тренировку и становился в эту позиции, без просьб научить его чему-нибудь еще. В конце концов, он стал лучшим учеником отца в синъицюань."

такое внимание практике столба уделяют не только в синъицюань. В тайцзицюань практика столба относится к вспомогательной наработке. Прорабатывают "стояние столбом" и стояние в основных 8 методах (Пэн, Люй, Цзи, Ань, Цай, Ле, Чжоу, Као). Об этом подробно написал мастер Ван Пэйшен в книге "Тайцзицюань дэ цзянь шэньхэ цзи цзи цзо юн".

Ван Сянчжай – основатель стиля дачэнцюань - называл практику столба "главной практикой". "В багуачжан "стояние столбом" не относится к числу важнейших тренировочных методов, а используется как вспомогательная практика при тренировке вращения ладоней в хождении по кругу до достижения "построения каркаса". По этой причине ей уделяют мало времени, однако ее нельзя упускать из виду" - писал Ша Гочжэн. Однако в Багуачжан используется и другая практика столба – "движущийся столб" (подвижный низ, фиксированный верх), который является основной практикой.

Столб практикуется во всех боевых искусствах Китая, в одних используется как вспомогательная практика, в других - является главной. Применяется для взращивания энергии и закаливания духа, для вырабатывания внутренней силы, необходимой в кулачном искусстве.

Три составляющих "столба"

I.Регулирование тела

Регулирование тела – это принятие правильного положения во время практики столба, что является обязательным условием для свободной циркуляции энергии и крови по всей системе меридианов. При принятии неправильного положения "Если энергия не движется, то мысль не концентрируется, что приводит к беспорядочному рассеиванию энергии".

Одним из главных требований в "регулировании тела" - является понятие сун (расслабление). Сун означает расслабление тела, выраженное в естественном расслаблении мышц, сухожилий, соединительных тканей, суставов и всех внутренних органов, приведение их в состояние не напряжения. Когда это достигнуто, занимающийся будет ощущать комфортность в данном положении, которую необходимо сохранять до конца практики "столба". Если цзинь зарождается в стопах, управляется поясницей и выражается в кистях; то напряжение, напротив, зарождается в кистях и распространяется по всему телу. Поэтому важное значение во время практики столба, и не только столба, но и боевых искусств вообще – придается положению кисти. А положение ладони относительно тела, влияет на распределение энергии внутри его. Это можно видеть на примере саньтиши - фото 1, 2, на которых изображен Сунь Лутан. Комментарии дает его дочь Сунь Цзяньюнь:

"Позиция Саньтиши, что упомянута в книге моего отца (Синъицюань сюэ), была изменена отцом, когда ему было уже 60 лет. В книжном варианте пальцы руки, расположенной спереди, направлены прямо наружу (см. Фото 1). Когда ему было за 60 лет, он изменил положение впереди расположенной руки (изменилось вообще положение кистей - прим. Б.В.): пальцы направлены вверхи запястье стало согнуто. В это время его книга уже была издана, и я предполагаю, что он сфотографировался в новом положении для того, чтобы я обучала людей последнему положению. Он говорил : "Я был не прав, демонстрируя первое положение". Он почувствовал, что если кисть прямая и пальцы направлены наружу, энергия выходит из кисти наружу. Это будет хорошо для боя, но плохо для взращивания энергии. Если взращивается энергия, она должна сохраняться в теле. Когда кисть поднята вверх, энергия остается в ней и возвращается в тело".


Фото 1 Фото 2

А.Классификация столбов в боевых искусствах
(на примере стилей Внутренней семьи боевых искусств)

Мастер Кан Гэу в книге "Чжунго ушу шиюн цюаньшу" приводит классификацию "столбов":

а)"Стоящий столб" (чжаньчжуан) – тренирует цельность формы и собирает энергию. "Стоящий столб" используется во всех боевых искусствах, он в свою очередь подразделяется на:
а)Столб с "одиночной тяжестью" - когда большая часть веса распределена на одной из ног.
б)Столб с "двойной тяжестью" - вес равномерно распределен между ногами.

Мастер Сун Шичжун описывает это таким образом:
"В искусстве синъицюань выделяют искусство дао и воинское искусство. Саньтиши разделяют на стойки с одиночной и двойной тяжестью. Тренируясь в воинском искусстве, применяют позу с двойной тяжестью, когда центр тяжести располагается между ног. Всё тело обладает силой, чистое и мутное неразделимы, сяньтянь и хоутянь неразличимы. Используют волю хоутянь чтобы вести ци дыхания и накапливать в даньтянь, укрепить подобно железному камню. Всё тело стоит погруженно вниз, как гора Тайшань, не боятся пинка ногой и удара рукой.

Упражняясь в искусстве дао, в саньтиши применяют позицию с одиночным весом. Впереди - полное, сзади - пустое, центр тяжести на задней ноге, передняя нога может быть пустой или полной. В центре [сердце] не применяется сила. Прежде нужно опустошить сердце, мышление соединяется с даньтянь. ".

б)"Движущийся столб" (синчжуан) – направляет энергию к ногам, делая так, что перемещения становятся легкими и ноги опускаются быстро. Фиксированный верх и подвижный низ – практикуются в багуачжан и синъицюань. В багуачжан он является основной практикой и называется "Внутренняя работа" (нэйгун).

в)"Бьющий столб" (цзачжуан) – собирает цзинь и наполняет стопы, тренирует мощь выброса цзинь; посылает упорядоченную в "стоящем столбе" цзинь наружу. Бьющий столб практикуется только в синъицюань.

Эти техники акцентируют внимание на управлении энергией посредством мысли, перемещении тела посредством энергии и выбросе силы посредством тела. Мысль, энергия, цзинь и форма (син) – если собираются, то собираются все в одно; если происходит выброс одного, выбрасываются все.

Б.Три степени сложности выполнения "столба"

По степени сложности "столб" можно разделить на три вида: в высокой, средней и низкой стойке.

Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий. В этой стойке легче всего войти в состояние между бодрствованием и сном, в котором осуществляется "Внутренняя практика".

В средней стойке колени сгибаются под углом около 130 градусов, что обычно используется после получения определенных результатов в высокой стойке.

Низкая стойка требует сгибать колени под углом 90 градусов. Это положение используется только, когда достигнут результат при работе в первых двух. Низкая стойка может служить тестом для определения глубины "Внутренней практики". По продолжительности нахождения в ней можно определить, на каком этапе находится практикующий. Когда практикующий будет на этапе "преобразования духа (шэнь) в пустоту (сюй), время нахождения в этой стойке "исчезает", и человек может находиться в низком положении столько, сколько пожелает. Одной силой мышц этого не выполнить.

В.Положение тела практикующего относительно сторон света

Человек находится под постоянным воздействием магнитного поля земли, поэтому очень важно сориентировать тело относительно сторон света.

Наиболее благоприятным направлением тела, если нет проблем со здоровьем, является положение "лицом на юг, спиной на север". Если в организме имеются отклонения, то направление может измениться. Положение тела, сориентированного в направлении "север – юг", совпадает с направлением силовых линий Земли. В результате усиливается магнетизм биологического поля человека, что положительно влияет на работу всего организма и результаты занятий.

Г.Выбор времени для занятий

Время для практики "столба" выбирается в зависимости от поставленной задачи:
23 –01часов - время циркуляции энергии по меридиану желчного пузыря, период укрепления Изначальной ян
05 – 07 часов - время циркуляции энергии по меридиану толстого кишечника, период укрепления Истинной ян.
11 – 13 часов - время циркуляции энергии по меридиану сердца, период укрепления Изначальной инь
17 – 19 часов - время циркуляции энергии по меридиану почек, период укрепления Истинной инь.

Это время выбирается в том случае если вы будете практиковать "столб" отдельно от остальных занятий. Если вы включите его в свой тренировочный процесс, то лучше всего его практиковать после разминки и растяжки, перед выполнением основной части.

II.Регулирование дыхания

Регулирование дыхания – означает его упорядочение с помощью сознания. Отрегулированное дыхание возбуждает Истинную энергию человека, гармонизирует циркуляцию энергии и крови, массирует внутренние органы, способствует расслаблению тела, слиянию мысли и энергии, погружению мозга в состояние покоя. Все это делает "Регулирование дыхания" – важной составной частью "внутренней практики".

В практике "столба" используется – естественное и обратное дыхание.

Естественное дыхание – это обычное диафрагмальное дыхание, при котором одновременно с вдохом живот плавно раздувается, выпячивается, а с выдохом - постепенно поджимается.

Обратное дыхание – одновременно с вдохом живот плавно поджимается внутрь, а с выдохом постепенно выпячивается.

До этапа "преобразования семени (цзин) в энергию", рекомендуется использовать естественное дыхание, а после этого этапа можно практиковать на выбор.

Дыхание должно быть ровным, медленным, глубоким и, прежде всего, естественным и незаметным. Диафрагмальное дыхание способствует собиранию энергии в Даньтянь. "Регулирование дыхания" должно происходить естественным образом, искусственное форсирование только отдалит цель.

III.Регулирование сознания

Под регулированием сознания понимается его тренировка. Во время практики необходимо успокоиться, полностью сосредоточившись на упражнении, устранить посторонние мысли, погрузившись в состояние высокой степени покоя "пустоты", расслабления, радости и комфорта. К регулированию сознания относится "концентрация мысли", что означает определенную степень сосредоточенности на точках собственного тела и перемещения мысли по меридианам. А если вспомнить, что мысль ведет энергию, то фактически "регулирование сознания" означает регулирование энергии или Взращивание (культивирование) энергии.

Этапы практики "столба"

По мнению даосов практику "столба" можно разделить на пять этапов:

1.Преобразование зародыша (гу) в семя (цзин)

Это построение основы или "закладка фундамента Даньтянь", на которой начинает появляться ощущение энергии и возрастает семя.

Ма Чуаньсюй так говорил об этом:

"Становится важной мысль. Мысль ведет энергию, а энергия ведет силу. Нужно развить энергию Даньтянь, чтобы использовать это – и только тогда это можно назвать "внутренней практикой"".

2.Преобразование семени (цзин) в энергию
или циркуляция энергии по Малому Небесному кругу

Когда завершено преобразование семени в энергию, энергия может свободно циркулировать по меридианам Жэнь-Ду (переднесрединный и заднесрединный меридианы).

Вот как мастер Ван Пэйшэн в книге "Шиюн и гун" описывает Малый Небесный круг:

"Вдох – подвести Ци из Даньтянь к т. Хуйинь в промежности и далее через "заставы" Вэйлюй (копчик), Цзяцзи (между лопаток), Юйчжэнь (на затылке) к т. Байхуй (на темени).

Выдох – опустить Ци от т. Байхуй по переднесрединному меридиану и возвратить в нижний Даньтянь."

Вот мнение мастера Ма Чуаньсюя:

"Малый Небесный круг открывается естественно, а не намеренно, когда ваша внутренняя практикадостигает этого уровня".

3.Преобразование энергии (ци) в дух (шэнь)
- или циркуляция энергии по Большому Небесному кругу

"Когда завершено преобразование энергии в дух, энергия может свободно циркулировать по всем меридианам тела. Где бы вы ни сконцентрировали внимание, ощущение энергии появится в этом месте и вы будете ощущать живость и ясность". (Ван Пэйшэн).

Обычно практику Большого Небесного круга описывают как "соединение пяти центров". "Пять центров" – это точки Лаогун в центрах ладоней, точки Юнцюань в центрах стоп и точка Байхуй на макушке. Тренировка проходит в следующей последовательности

"Необходимо открыть Большой Небесный круг, чтобы энергия могла достичь рук. Это требует времени, вначале необходимо использовать мысль, чтобы направлять энергию в руки". (Ма Чуаньсюй)

4.Преобразование духа (шэнь) в пустоту (сюй)

Достижение Пустоты является целью Внутренней практики большинства высокоразвитых типов цигун, таким образом все школы цигун стремятся к достижению Пустоты.

"Пустота (Ничто) - это такое состояние, в котором появляется способность двигать энергию без сознательного усилия. Энергия будет вести себя подобно ртути: как только ударите рукой, энергия немедленно вытечет из Даньтянь, пройдет сквозь руку и достигнет запястья. Рука будет чувствоваться противником как очень тяжелая". (Ма Чуаньсюй)

Вот так описывает мастер Ван Пэйшэн "Практику преобразования духа в Пустоту":

"Позвольте Ци циркулировать по большому небесному кругу, войдите в состояние в котором достигается ощущение Ци во всем теле.

Не думайте ни о чем, даже о входе в "Ничто". Помните пословицу:"Все желания ложны, истина лишь в отсутствии желаний".

А вот описание ощущений в состоянии "Ничто":

"Во время входа в состояние Пустоту, перед глазами обычно появляется белый свет и цветное пятно размером с пуговицу. Белый свет и цветное пятно исчезнут после входа в состояние Ничто. Тела как бы исчезает."

5.Превращение пустоты (сюй) в Дао

Описание этого этапа в источниках нет, можно только догадываться, что он из себя представляет. Вот как писал об этом этапе Чэнь Гу'ань:

"Что касается конкретного воплощения, то в виду того, что я не имею перед собой примера, моя кисть и тушь не могут придать форму содержанию".

Заключение

Данная статья писалась с целью показать практическую пользу для люде увлеченных боевыми искусствами. Чтобы иметь возможность оценить свои занятия и качество преподавания "горе-учителей", которые обучают "столбу" как попало , а то и вовсе опускают обучение этому важному элементу в практике боевых искусств.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Hosted by uCoz