Петер Лим

Тренировка скорости

прислал Владимир Бондаренко

Главный метод ТЦЦ - медленное исполнение, он остаЈтся основным методом, который формирует твЈрдое основание для БИ. Есть однако свидетельство того, что ТЦЦ практиковался и с другой скоростью.

Записи о другой скорости выполнения ТЦЦ

Из ранних хроник тех, кто описывал искусство ТЦЦ, мы имеем описание того, как выполнялись эти формы. НачнЈм с Гу Люсиня, который опубликовал много материалов о различных стилях БИ в 60 годы. В своЈм введении к книге "Янши ТЦЦ" написанной Фу Чжунвэем в 1963г., а также к английскому варианту книге Ян Чжэньдо, он пишет, о том как Ян Шаохоу старший брат Ян Дэнфу оттачивал формы:

"Его стиль изначально был близок к стилю его брата, но позже он его постепенно трансформировал в Сяоцзя, с проворной работой ног и хорошо связанными маленькими движениями, чередуя быстрые и медленные действия. Он проворно и мощно расточал удары и метался вперЈд и назад с глазами горящими как факел с угрюмой улыбкой на лице, рыча и завывая, он вызывал благоговение у других" (Гу Люсинь)

Фу Чжунвэй позднее написал в своей книге, о том, что у Ян Шаохоу "движения быстры, а положения тела опущены." (Фу Чжунвэй)

Несколькими годами раньше Чэн Енлин, чьЈ описание всЈ ещЈ является стандартом для ТЦЦ, написал следующее о формах Ян Шаохоу:

"Формы мелкие и сильные. Движения быстрые и погруженные". (Чэн Енлин)

В последующей главе он пишет следующее о Сяоцзя в исполнении Ян Шаохоу:

"Сяоцзя требует чтобы каждая поза была компактной. Движения проворные и быстрые. Это особенность техники Ян Шаохоу."

В последней главе в одном из 23 фундаментально важных пунктов относительно тренировки ТЦЦ, было найдено следующее:

"Не быстро не медленно."

Дун Иньцзе отметил 3 способа тренировки форм в семье Ян:

"Наблюдал как сын Фэнхоу Чаолин тренировался. Его лично тренировал Ян Баньхоу. Его выполнение компактно, тренировался не быстро не медленно. Дэнфу - отличает большая мягкость текучесть. Шаохоу - отличает компактность и быстрота."

Чэнь Лунсян и Ли Миньди вместе с Ли Ясюнем тренировались под началом Ян Дэнфу, они так писали о выполнении форм Ян Шаохоу в своей книге "Янши ТЦЦ Цзиньцзе" 1992г.:

"Движения быстрые и погруженные, структура маленькая и сильная. Вс? направленно на поиски сжатости."

Ян Чжэньцзи второй сын Ян Дэнфу, так описывает движения своего дяди Ян Шаохоу:

"Структура движений мала и меняется от быстрой к медленной."

У Ян Шаохоу было несколько учеников, одним из них был знаменитый мастер У Тунань, который дожил до 105 лет. Перед своей смертью он опубликовал книгу, в которой он описал Таолу Ян Шаохоу, и где были опубликованы единственные сохранившиеся фото Таолу в исполнении самого У. Он пишет следующее, о том как исполняются формы:

"Это Тао состоит из более чем 200 движений, которые должны быть исполнены примерно за 3 минуты."

У Тунань классифицирует Сяоцзя, как состоящую из 73 форм. Если верить У, то Ян Шаохоу говорил ему, что эта форма исполнения была передана ему дедом - Ян Лучанем.

Ученик У Тунаня Сю Чжицзюнь написал книгу о Сяоцзя. В ней он утверждает, что Тао должно быть выполнено за 2 минуты.

Ян Дэнфу известен тем, что обучал Тао известному под названием Чан цюань ТЦ (ЧЦТЦ), который состоял как из быстрых, так и из медленных движений. Как пишет Гу Люсинь - это было характерно для раннего исполнения форм Ян Дэнфу.

"В Шанхае он демонстрирует своЈ искусство в "Ассоциации Чжижоу", которая была устроена его учеником Чэнь Вэймином, редактором "Института истории династии Цин". Он выполнял движения со скоростью и силой, тем не менее позже, чтобы приспособиться к лечению хронических болезней, он заменил быстрые движения на медленные с внутренней концентрацией силы. В таких формах как "Удар кулаком вниз", "Удар кулаком вниз живота" - он только имитировал концентрацию силы, таким образом выполняя Тао продолжительно и непрерывно." (Гу Люсинь)

Эти быстрые движения можно заметить, когда мы смотрим запись выполнения Дун Иньцзе длинной формы Ян в Таиланде в 40 годах. Эти движения служат наглядной демонстрацией того, как нужно выполнять эти формы. Запись его сына Фулина показывает тоже самое (видео можно получить у Алекса Донга).

ЧЦТЦ преподавался Ян Дэнфу и то Тао которому он обучал было записано Чэнь Вэймином. Чэнь расширил Тао, так как изначально оно состояло из 59 форм. Те, кто занимались под руководством Ян Дэнфу, так же расширили свои Тао до 100 форм. Ян Шоучунь старший сын Ян Дэнфу, который помогал отцу во время занятий учил разновидности Тао Чэнь Вэймина, но в главном Тао остаЈтся тем же самым.

ЧЦТЦ описан в "Энциклопедии БИ Чжэцзянь", где перечислены несколько его видов. Описание практики утверждает, что "движение форм как быстрые так и медленные. Это уникальные характерные движения, иногда быстрые иногда медленные, колеблющиеся между быстрыми и медленными."

Есть свидетельства, что Ма Юэлян зять У Цзяньцюаня видел, как Ян Дэнфу выполнял Тао ТЦЦ быстро, когда он заш?л в гости к тестю У Цзяньцюаню. Стиль У Цзяньцюаня имеет сво? Тао быстрых форм, которые были переданы Ма. Ма и его жена У Инхуа дочь У Цзяньцюаня, и их ученик Ши Мэйлинь выпустили книгу "Уши ТЦ Цюай Цюань" (Стиль У быстрого цюань). Также интересно отметить, что в описании стиля У Юйсяна есть упоминания о быстром Тао, хотя информация об этом Тао скудна.

Мастер Ян Юйтин, который был главным последователем стиля У Цзяньцюаня в Пекине, так описывал о скорости выполнения в своих работах, которые опубликовал в своих работах мастер Ван Пэйшен. Скорость описывается на 3 стадии практики:

"Варьируй скорость выполнения время от времени: нормальная; чуть медленней нормальной; быстрей нормальной; как можно медленней , не прерывая движения и внимания; как можно быстрее, не выказывая спешки и не правильных движений или поспешного, или легкомысленного отношения. Тем не менее большая часть тренировки должна проходить на нормальной скорости или чуть медленней."

В силе У Юйсяна также есть быстрое Тао, которое иногда называют Фэн цюань (бокс Ветра). Информации об этом Тао мало и само оно очень редко. Нам повезло, что само Тао было записано добросовестными летописцами БИ. Состоящий из 96 форм, он делает акцент как на нейтрализации энергии так и на выбросе.

Стиль Чжаобао также упоминает о быстром методе исполнения Тао, которое исполняется после того как достигают совершенства в медленном исполнении. В Чжаобао существует секретная короткая продвинутая форма, которая может либо присоеденяться, либо предшествовать основной форме, или исполняться отдельно. Она называется Цюань мао или бокс Завершения, потому что она может завершать нормальную форму в конце или вначале, хотя еЈ обычно исполняют в конце. Состоящая из 22 форм она включает толчки с подпрыгиванием и энергичные шлепки.

Существование других структур исполнения

Классики ТЦЦ утверждают, в работе Ли Ию "Записи о Туйшоу и форме исполнения", что:

"Ежедневная практика формы - это тренировка в познании себя. Во время движения сначала спроси себя соответствует ли твоЈ тело тем требованиям упомянутым здесь, если нет, то немедленно исправляй. Для этого ты должен выполнять форму медленно не быстро."

Ли Ию пишет о методе выполнения Цзоу цзя. В этом начальном и важнейшем методе акцент делается на медленном выполнении формы, чтобы выстроить хороший фундамент искусства. Этот способ выполнения остаЈтся самым важным в ТЦЦ, но искусство не ограничено только Цзоу цзя. То , что его классифицирует таким образом подразумевает существование других форм выполнения не записанных в том ограниченном колличестве трудов, которые составляют классику.

Сам мастер Ян Дэнфу пишет:

"Только когда высота стойки и скорость наших рук соразмерны, мы можем освободиться от принятых правил высоты и скорости."

Из этого становится ясно, что наступает такая ситуация, когда правила больше не требуются, следовательно, отсюда вытекает существование такого Тао как ЧЦТЦ, которому мастер Ян Дэнфу учил тех, которые достигли определЈнного мастерства в выполнении обычного Тао ТЦЦ. В беседах мастера Ян Дэнфу о выполнении ТЦЦ последовательность такова:

"Сначала изучают ТЦЦ, потом ЧЦТЦ, и только после этого переходят к Туйшоу, Саньшоу и оружию ТЦ. ЧЦТЦ может рассматриваться как способ тренировки для подготовки к практике Туйшоу, которая не всегда является медленной."

Чэн Енлин также рассказывает о методах выполнения отдельного Тао, он называет это "множественная структура". Он отмечает, что многие люди знают только один метод тренировки, а выполнение Тао может происходить в 3 степенях: высокой, нормальной и низкой. Для каждого типа высоты есть 3 пути выполнения: большой, средний и маленький. Каждая высота и метод имеют свою структуру исполнения. Далее он даЈт примеры:

"Манера выполнения Тао мастером Ян Дэнфу имеет название Да цзя. Тао мастера Ян Цзяньхоу - Чжун цзя, а выполнение мастером Ян Шаохоу как Сяо цзя."

Место быстрого Тао в ТЦЦ

Главным в тренировке ТЦЦ является медленное выполнение. Это даЈт основание для постройки хорошего фундамента, сами классики призывают нас делать тоже самое. Ни один из Тао описанных до этого и содержащих быстрые движения не является первоочерЈдным и главным в системе. Ян Шаохоу учил Сяо цзя только тех, кто достиг достаточно высокой компетентности в медленном выполнении. Ян Дэнфу и его сын Ян Шоучун обучали ЧЦТЦ тех учеников, которые приобрели хорошие навыки в медленном исполнении. То же самое относилось к его ученикам, которые учили медленному исполнению форм. Семейная быстрая форма Дуна, является Тао более высокого уровня, которому обучают только продвинутых учеников, так же как и быстрой форме Стиля У, которой учат Ма Юэлян и У Инхуа. Эти Тао никогда не вытесняли медленное Тао как главный способ выполнения, а представляют только другой способ выполнения Тао, после того, как была достигнута компетентность в медленном Тао. Ни один из основных положений или принципов положенных в основу медленного Тао, не утерян в быстром. На самом деле акцент делается на том, что они сохраняются. Эти Тао хоть и являются быстрыми, выполняются не так как внешние стили и на этом так же делается акцент как на табу.

Заключение

Хотя основным способом выполнения ТЦЦ является медленное выполнение, существуют и другие способы выполнения отличные от Цзоуцзя, описанном в работе Ли Ию. Одним из них является - выполнение форм в более быстром виде, сохраняющий все основные положения, принципы и требования медленного выполнения ТЦЦ. Необходимо подготовить тело, чтобы сохранить все необходимые составляющие в более боевом контексте.

Но даже в этом более ускоренном способе выполнения, быстрое не забивает медленное, большое не забивает малое. ВсЈ же замена медленного быстрым и малого большим - является первоочерЈдным , но важна также и способность наращивать большую скорость не потеряв в качестве и не утеряв принципов ТЦЦ. Как отмечает классик ТЦЦ Ван Цзунъюэ:

"Реагируешь быстро на быстрое действие, медленным на медленное. Хотя изменения многочисленны, главный принцип остаЈтся тем же самым."

Hosted by uCoz