Интервью: Николай Матюшин.
Фото: Алиса Тихонова.

УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
БЕСЕДА ПРО ЧУДЕСА С АНДРЕЕМ МИЛЯНЮКОМ

"Гунфу" N3/2002

публикуется с разрешения редакции журнала

На Дне Тайцзицюань, который проводится в Москве 3-й год и приурочен ко дню рождения легендарного основателя тайцзи Чжан Санъфэна, выступали многие известные мастера ушу. Некоторые присутствовали там инкогнито. Среди них - Андрей Милянюк, мастер тайцзи школ У и Ян, ученик знаменитого Чжоу И. Милянюк объездил весь Китай и лично знает, наверно, всех ныне живущих мастеров тайцзи. Мне удалось отыскать Андрея Олеговича среди гостей праздника и задать ему несколько вопросов о явных и тайных чудесах тайцзицюань...

Первый вопрос — по поводу китайских мастеров... Многие приезжают, многие проводят семинары... Как Вы считаете, приезжают ли реальные люди, которые учат реальным вещам?

Встречается ли такое сочетание, когда человек - мастер и в то же время учит тому, чем владеет? Известны ли Вам такие примеры на сегодняшний день в России? Есть ли у нас такие китайцы?

У нас - не знаю. Чтобы кто-то из подлинных мастеров постоянно жил в Москве, в России, я о таком не слышал. Наездами из Китая многие бывают. Больших мастеров не так просто куда-нибудь вытянуть надолго, им и так хорошо, где бы они ни жили. Конечно, можно уговорить кого-то приехать, но для этого, помимо финансов, нужно, чтобы здесь были уже подготовленные люди. Крайне нерационально учиться у того же Ван Пэйшэна координации движений в комплексе, куда идет рука, а куда нога. У него нужно учиться, уже владея базой, и учиться тем вещам, которых нет у других. И так — с каждым мастером. На начальной стадии можно идти в ученики к любому инструктору, который может научить реальным базовым знаниям. Есть вещи, общие для любых направлений ушу, и есть изъяны от незнания базы, неприемлемые в любом направлении, в любом стиле.

Если не освоить базу, это скажется и на боевой практике. Скажем, у человека изгиб в поясничном отделе, тогда он не может правильно сделать выброс силы, действует одними руками, его движения из-за этого будут слабыми.

Я слышал, что Вы занимались китайской алхимией?

Да, как историк я провожу исследования в этой области, не только в плане истории и теории, но и в практике, а недавно даже прошел «краткий курс» по бессмертию в Пекине.

Это интересно, расскажите, пожалуйста. Это означает, что Вы как бы стали бессмертным?

Да нет, там мне для этого не хватило времени, наш учитель — ученик знаменитого мастера Ван Липина — даже пожалел, что я не мог остаться еще хотя бы на месяц, тогда обязательно вернулся бы на родину с «ребеночком» — бессмертным зародышем, обеспечивающем автономное существование при жизни и после смерти. Мне этот курс был очень интересен и как переводчику, и как практикующему... Только там начал разбираться в реальном смысле даосской алхимической терминологии, начал что-то уметь и на практике, она, кстати, действительно имеет тесную связь с тайцзицюань. Есть масса вещей, о которых можно писать, говорить, но если практического курса не прошел, сложно понять, что реально кроется за словами, терминами.

То есть нужно все эти сложные теории примерить на себя в реальной практике?

Да, на практике и обязательно под руководством мастера. Потому что, например, в том же «курсе» по бессмертию мастер очень сильно помогал.

Он использовал «дайгун» перенос своего мастерства на ученика, прямую передачу.

Что это такое?

Это когда мастер транслирует на тебя состояние, умение, и ты его в себе чувствуешь, начинаешь получать знание напрямую от учителя. Потом, если продолжаешь заниматься, то, что мастер тебе передал, активизируется и становится твоим собственным умением, мастерством.

Он может, скажем, взять и «включить» тебе «третий глаз», и ты будешь им видеть, но только какое-то время. А вот если ты хочешь сам заиметь «третий глаз» и пользоваться им на всю катушку, нужно будет тренироваться по специальной технологии, которую он тебе даст.

Выходит, умение, знание, информация передаются напрямую от учителя к ученику? Это некая эзотерическая традиция, вне слов?

Есть целая классификация видов этой прямой передачи. Помимо «дайгун», есть и другие виды подобной трансляции, переноса информации.

Иногда, например, учитель может создавать особое поле, чтобы осуществить передачу информации ученику, а может и не создавать.

Есть еще много разновидностей, о которых очень сложно, да и не всегда можно говорить.

Почему? Потому что все это эзотерика, о которой невозможно сказать словами?

Да, трудно выразить в словах, но дело не в этом... Скажу проще: когда я эти знания получал, мне не советовали о них распространяться.

Дело в том, что этими знаниями обычному человеку можно и добро сотворить, и зло. У меня, например, есть одна знакомая, «даосская ведьма», как я ее называю, так вот она может тело человека, все его органы, спроецировать себе на ладошку и там их диагностировать. Когда она мою племяшку диагностировала, я наблюдал следующую картину: «ведьма» водит пальцем по своей ладони, а ребенок в другом конце комнаты реагирует разными частями тела, иногда ежится как от щекотки.

Но ведь человек с таким уровнем способностей может и навредить кому-то?

Конечно, может и навредить, поэтому все эти умения и навыки достаточно «обоюдоострые». Мне о каких-то моментах вообще запретили распространяться...

В Китае и сейчас достаточно еще мастеров высокого уровня.

Я, скажем, когда в Китай приехал учиться, был свидетелем такого случая: в парке неподалеку от нашего института нашли мертвого человека. Долго гадали о причине смерти, пока какой-то дед не подошел и не сказал: «А, это его цигунист убил, вон, смотрите, у него там синяя точка.» И такие истории нередки.

Есть ли учителя, которые учат такому владению энергией, можно ли приехать в Китай и таким вещам учиться, или все это закрыто?

Надо знать, к кому обращаться, нужно, чтобы кто-то представил, порекомендовал, в открытом доступе такого нет.

К такому учителю нельзя просто так с улицы попасть?

Можно, конечно, попытаться, но для этого надо как минимум хорошо знать китайский.

А те учителя, которые приезжают к нам, умеют ли они делать такие вещи?

Некоторые вещи из того, что делал Ши Мин, может ученик Ши Мина Виктор Сяо и учитель Чжоу И, который почти каждый год в Москву приезжает. Ему скоро восемьдесят, учился у знаменитого мастера У Тунаня, который владел «линкунцзинь», некой секретной пространственной силой. Этой силой владеет приемный сын У Тунаня Ма Юцин. Масса невероятных способностей у мастера Ван Пэйшэна...

А кто такой Ван Пэйшэн?

Его весь Китай знает. Он известный мастер стиля У, один из реальных бойцов тайцзи, который за свою жизнь одержал несчетное количество побед над сильнейшими мастерами боевых искусств. Ему уже 86 лет. К сожалению, он недавно получил травму, на голову с крыши свалилась черепица. В больницу не лег, вообще, если бы черепица упала по прямой, убила бы насмерть. Она срикошетила немножечко... А в больницу все-таки зря не лег, его потом чуть не парализовало, сотрясение мозга было сильное, нам он говорил: «Я цигуном занимаюсь, меня цигун вылечит!»

Почему с ним такое произошло, ведь он же мастер боевых искусств?

Черепица не имеет духа и энергии, ее приближение тяжелее заметить.

А что имеет дух и энергию?

Когда человек сзади подкрадывается, мастер его заметит и среагирует, потому что у человека есть ци.

Например, тот же Ван Пэйшэн, когда его в Японии хотели подловить, расколотил одним каратистом стеклянный столик, успел схватить его за руку и провести бросок. Тот на него попытался напасть исподтишка, со спины. Японцы любят такие подлянки.

Эта история сильно напоминает «Семь самураев» Куросавы. Помните эпизод, когда набирался самурайский отряд и каждого кандидата проверяли похожим образом?

Да. Для японцев, может быть, такие проверки хороши, а для китайцев это считается невежливым и не соответствует ритуалу поведения «Ли» и «воинской Добродетели» (у дэ).

Ван Пэйшэну до сих пор присылают очень выгодные приглашения в Японию, но он больше туда не ездит. Есть такая знаменитая школа Сериндзи кэмпо — японский Шаолинь. Когда-то в 70-х годах они приехали в Китай продемонстрировать свое грозное искусство и проверить, остались ли там еще мастера. Организовали «товарищескую встречу». И хоть Ван Пэйшэну уже было за 60, он вышел на помост. Тогда никто из японцев не смог больше нескольких секунд с ним простоять. Потом Ван Пэйшэну прислали журнал, где в статье про эти поединки его назвали «алмазным архатом». Революционная вещь для Японии - - признать, что есть китайские мастера сильнее их!

Если человек может так манипулировать своей энергией, даже чужой энергией, может исцелять на расстоянии, может убивать на расстоянии... Получается, что это магия очень высокого уровня?

В тайцзицюань была целая плеяда людей, которые владели этой магией. Потом, так как мастеров этого уровня было немного, пытались объявить, что все это фальсификация, что нет этой силы... Но китайцы - люди практичные, и они никогда не стали бы изобретать специальный термин для этой силы, если бы самого явления не было..

Очень интересно, расскажите подробнее...

Я знаю, что есть несколько терминов для обозначения этой Силы: «ци» — в Китае, «прана» — в Индии, «ки» - в Японии, «лунг» в Тибете.

...Насколько эти понятия между собой соотносятся? Вы не проводили сравнительных исследований — одно ли это и то же?

Это долгий разговор. Общего очень много, особенно, что касается практической стороны дела. У китайцев есть три понятия, три первоначала: формообразующая субстанция «цзин», семя, «ци» и «шэнь» — дух. С ними связано и действие «пространственной силы». Есть трактаты о «линкунцзинь», есть даже технологии по тому, как эту силу натренировать. Есть люди, у которых эта сила проявлена. Другой вопрос, что они с большим скрипом со своими знаниями расстаются. Насколько мне известно, в Англии китайский мастер Пол Дун преподает что-то типа линкунцзинь, говорят есть в Америке такой человек, китаец, возможно, удастся даже с ним встретиться. В Китае есть мастер Ма Юцин и другие.

Что такое линкунцзинь?

Пространственная сила.

Сила воздействия на расстоянии?

Да. Когда раньше были живы последователи Ян Лучаня, таких мастеров было больше. Но потом начали друг от друга техники скрывать, не передавали ученикам. Из тех немногих мастеров, кто еще жив, нужно эти знания вытягивать, пока есть такая возможность. Наше исследовательское общество «Тайцзи» предприняло целый рейд по мастерам в Китае. В итоге удалось перезнакомиться со многими реальными мастерами. Теперь, есть и контакты и тьма информации, которую предстоит как-то обобщить, систематизировать, попробовать на практике и представить широкой публике.

А вы ощущали на себе эту пространственную силу?

Когда я встречался с Ма Юцином и пытался из него вытянуть демонстрацию линкунцзинь, он сказал, что для того, чтобы эту силу проявить, должен быть реальный бой и у противника должно быть реальное напряжение всех сил, только тогда и можно линкунцзинь применить.

На расстоянии?

Да, на расстоянии. Он поначалу не «кололся», но когда спросил у него: «У Вас в словаре написано, наработка линкунцзинь происходит на основе трех сил: «гудан», вибрационной, «кунцзинь», силы пустоты, и силы отдаления «ли цзинь». О первых двух я имею представление, а третью совсем никогда не видел и не слышал». Тогда он устроил мне демонстрацию, сказал: «Давай, бей!» Я стал его бить рукой в живот, а он делал почти незаметное движение рукой, одним пальцем, после чего мой кулак, направленный в живот, необъяснимым образом оказывался у него над плечом. От головы до плеча довольно большое расстояние, и каждый раз он, не касаясь (!), перемещал туда мою руку. Пока в этом участвуешь, чувствуешь некое искривление пространства...

Поскольку он в первый раз меня видел, то вообще очень неохотно что-то показывал... Это потом мы с ним просидели вместо одного часа четыре часа в ресторане и расстались лучшими друзьями... А так он вообще почти никого к себе не подпускает.

А кто его учитель?

Его учитель У Тунань. А У Тунань учился у основателя стиля У и у внука Ян Лучаня Ян Шаохоу.

Я знаю, что в России есть вполне реальные школы Тайцзи семьи Чэнь, а есть ли реальный У и реальный Ян?

Каждый стиль — реальный, просто многие больше уделяют внимания оздоровительному аспекту, чем боевому, так как не знают специфику боя тайцзицюань. Это относится и к стилю Чэнь, часто его движения выполняют в свойственной внешним стилям манере, но это не есть «реальный» тайцзицюань. Стиль Чэнь гораздо глубже и эффективнее. Есть мастера, которые преподают стиль Ян, и может показаться, что он только оздоровительный. Что может и чего не может адепт внутренних стилей, внешне не видно. Скорее всего подлинное боевое искусство можно найти не у тех, кто выставляет напоказ свои методы боя. Кроме того, настоящий тайцзицюань неотделим от понятия «нравственности» и «воинской добродетели». Что касается стиля У, то он создан на базе малоамплитудной скоростной формы стиля Ян, чисто боевой формы. Там сохраняются все принципы тайцзицюань, но, например, все из восьмидесяти четырех форм делаются за две минуты, это норматив. Что касается истории, то все направления тайцзицюань, изначально были боевыми. Ян Лучань не случайно получил титул непобедимого бойца, он же перебил всех сильнейших единоборцев того времени.

Какие стили Вы сами практикуете? Стиль У и малоамплитудную форму стиля Ян.

Быстрая форма это и есть настоящий Ян и настоящий тайцзицюань. Медленная форма очень важна, но она важна как тренировочная. Она нужна для того, чтобы научиться расслаблять все мышцы, важна для психики. Она нужна, чтобы научиться отслеживать движения противника как в замедленной съемке. Для человека, который научился отслеживать каждое движение, в бою не будет незамеченных ударов и подсечек. Есть моменты, которые кажутся чисто оздоровительными. Они, конечно, и для здоровья хороши, но поняли это потом, изначально их применение — боевое.

Также есть принципы, без которых тайцзи -- не тайцзи, например «мягкостью преодолевать жесткость». Если жесткостью преодолевается жесткость, то это уже не тайцзицюань, это уже внешняя школа.

Рассказывают, что Чжан Саньфэн прошел полный курс обучения в Шаолине, а потом, создавая Тайцзи, вывернул наизнанку все шаолиньские принципы. Внешней силой преодолевать силу противника не так эффективно, как, расслабившись, использовать для воздействия на него свою внутреннюю силу.

Поэтому говорят, что мастера тайцзицюань никогда не схватишь, он вывернется из любой ситуации.

А где в Москве можно заниматься настоящим тайцзицюань? Можно ли у Вас заниматься, ведете ли Вы занятия?

Да, только на лето мы делаем перерыв, а с сентября можно приходить к нам на занятия, во Дворец Детского спорта, метро «Площадь Ильича».

У нас две группы — начинающая и «продвинутая». Пожалуйста, любой может прийти заниматься. А вообще, в Москве хороших школ тайцзицюань становится все больше, уровень и теоретических знаний, и практического мастерства гораздо выше, чем еще несколько лет назад.


Милянюк Андрей Олегович (1962 г.р.)

Востоковед, окончил ИСАА при МГУ, где сейчас преподает, кандидат исторических наук, профессор РАЕН по отделению военной истории и теории. Президент Исследовательского общества «Тайцзи», имеет обширные контакты с аналогичными организациями, а также с современными носителями-практиками традиционных видов искусств. Участвует в подготовке учебных материалов по ушу, проводит практические семинары в Российской государственной академии физической культуры (РГАФК). Более двадцати лет изучает боевые искусства Востока, из них около пятнадцати лет - внутренние стили ушу под руководством китайских мастеров. Неоднократно бывал в Китае, имеет договоренность с центральным архивом Пекинской академии ушу о совместных исследованиях в области истории и теории боевых искусств. Основные направления работы: история, теория и практика «учения о вскармливании жизни» (яншэнсюэ), спектр проявления которого от китайской медицины, диетологии, оздоровительных технологий традиционной физической культуры и ушу до теории управления государством. Автор более 20 научных работ.

Hosted by uCoz