Лянь Хуакэ, Сыма Цзинсюн

из журнала "Цзинъу"

ПРЕВЗОШЕДШИЙ СУДЬБУ
- о "принце тайцзи" Шэнь Чжи

1.Звезда истинных боевых искусств

Шэнь Чжи из уезда Буян првинции Аньхой, родился в 1962 году в семье мастеров боевых искусств, и под благотворным влиянием семьи занимается боевыми искусствами с детства - вот уже более 20 лет. Его учителями были представитель 19-го поколения мастеров чэньского тайцзицюань Чэнь Сяован и наследник традиции паньлунмэнь [школа свернувшегося дракона; уданский стиль] святой отец Чжан Цзялин из храма Тяньвансы, что в Цзинчжоу провинции Хубэй. Шэнь Чжи усердно занимался и постепенно стал звездой истинных боевых искусств.

В 1987 году в Чжэнчжоу состоялись соревнования по ушу-лэйтай "Чжэн-Сян бэй" между Чжэнчжоу и Сянганом (Гонконгом). Шэнь Чжи талантом превзошел толпу героев и стал чемпионом в весовой категории 60кг, за счет чего приобрел известность. В 1989 году Шэнь Чжи по приглашению съездил в Сянган и на Тайвань. В 1991 году он вновь посетил Сянган, а также Таиланд и Сингапур, прославился меж четырех морей.

Характер у Шэнь Чжи замкнутый и спокойный, твердый и отважный, что в сочетании с исходными природными данными дает особое понимание боевых искусств.

Сейчас Шэнь Чжи является начальником секретариата и главным тренером по китайскому ушу-лэйтай в "пекинских 18 императорах", был заведующим отдела цигун в Обществе по исследованию китайской литературы, живописи и цигун провинции Аньхой, главным тренером Института гошу пекинского района Цзинту. Так как преподает он уже относительно давно, то воспитал целую плеяду героев гошу.

2.Путь изучения Искусства

Шэнь Чжи в ходе изучения боевых искусств повсюду навещал учителей высокого уровня, искренне просил указаний и усердно совершенствовался, еще в детстве заложив прочный фундамент боевой наработки. Изучая тайцзицюань у господина Чэнь Сяована, он посредством проработки каркаса познал движение и покой, расслабленное и напряженное, раскрытие и закрытие, "вбирание" и "выплевывание", косое и прямое, возбужденное и беззаботное, жесткое и мягкое, инь и ян, и постепенно от изучения боевого искусства дошел до ощущения жизни и вселенной. Он понял, что Великий Путь - не в непостижимости, обыденная тренировка уже содержит в себе непостижимость. Так он достиг духовного прозрения, оказавшего особое воздействие на практикование кулачного искусства.

Занимаясь тайцзицюань, он искренне прочувствовал его сокровенный смысл. Короткое время прозанимавшись под руководством Чэнь Сяована, он уже стал чемпионом на соревнованиях по тайцзицюань провинции Хэнань, получив прозвище "принц тайцзи". Полученное озарение резко улучшило его прогресс в обучении, и он стал получать истинную передачу от учителя Чэнь Сяована.

Обучаясь два года у законоучителя Чжан Цзялина, Шэнь Чжи достиг следующего уровня духовного прогресса. Это позволило ему глубже понять и наработать жесткий цигун храма Тяньвансы. Он понял, что "духовный прогресс" имеет две формы - "постепенную" и "внезапную". Если рассматривать эти две формы, то зависят они от границ разума человека, а не от субъективных желаний, и тем более не являются чем-то машинальным, механическим. Ушу и цигун, преподаваемые людям отнюдь не умелым, и являют собой пример этих "границ разума". Как буддийская фраза: "Восемьдесят четыре тысячи школ буддизма - все стремятся к дереву Боди" [под деревом Боди будда Шакьямуни обрел просветление]. Цель практики кулачных методов и цигун заключается в абсолютном духовном прозрении человеческой жизни и всей вселенной, как только осознал это - сможешь использовать любой метод. Шэнь Чжи не стыдится имени "Чжи" ("Мудрый").

Следуя повышению уровня понимания термина "духовное постижение", Шэнь Чжи в течении этих двух лет быстро изучил такие удивительные техники боевых искусств, как "железная рубашка", "накидка золотого колокола", "железная ладонь", "созерцание двух пальцев", постиг суть методов наработки уданской школы Паньлунмэнь, стал наставником высшего уровня.

Следуя двум учителям, он перенимал и их моральные качества. Указания Чэня и Чжана позволили ему "сделать проход в камышовом завале", просветлеть сердцем и повысить мастерство.

Путь изучения Искусства скрыт в передаче сути. Шэнь Чжи углубленно постигал требования учителей. Будучи человеком скромным, при учебе он осторожно постигал смысл от учителей, обдумывал услышанное, почитал увиденное. Десять лет словно один день пролетели в проработке изученного, без лени прорабатывалось каждое слово, каждое движение, каждое психическое состояние.

Также Шэнь Чжи дружил и с другими мастерами, испрашивал указания и от других учителей, искал ответы в самом себе, на практике осуществляя афоризм, гласящий что "вся тьма вещей в мире может быть моим учителем".

Боевая наука неразрывно связана с традиционной китайской культурой. Когда шестой патриарх секты Чань Хуэйнэн достиг просветления и собрался на юг за Янцзы, то пятый патриарх Хунжэнь хотел перевезти его на юг через реку, но шестой патриарх, сложив руки и поклонившись учителю, сказал: "Когда ум Хуэйнэна был в смятении, учитель перевез меня [через море Дхармы; то есть привел к просветлению], теперь Хуэйнэн достиг просветления и может перевезти себя сам". Так и Шэнь Чжи. Он знает, что дело учителя - подвести к важнейшим ключевым моментам. Учителя бывают двух сортов: одни - с имиджем, другие - без, которые однако знают все и могут все. Занимающиеся боевым искусством зачастую придерживаются внешнего образа учител, и теряют самое важное - его внутреннее состояние. Он же знал: если искать только по внешности, то коли даже и встретишь знаменитого учител - не сможешь его распознать, разве сможет тогда идти речь о "передаче от сердца к сердцу"? А ведь "передача от сердца к сердцу" - самое важное во взаимоотношениях учителя и ученика. Если не нашел такого учителя, то и будешь метаться сегодня к одному, а завтра к другому.

Изучая цигун у почтенного учителя Чжан Цзялина, Шэнь Чжи неукоснительно придерживался принятых в данной школе заповедей. А предписаний, исполнения которых Чжан Цзялин требовал при наработке жесткого цигун храма Тяньвансы, было очень много. Предписания также делились на явные и неявные. Явные относились к телу - например, традиционные для буддизма запреты на убийство, прелюбодеяние, алкоголь и т.п.; неявные относились к духовному состоянию. Духовные обязательства выше телесных, и Шэнь Чжи при тренировке постоянно их использовал. При столбовой наработке, тренировке базовых форм сердце должно быть очищено, сумасбродные идеи - отброшены прочь. Так он ходил, стоял, сидел, лежал, движение или покой - все едино. Так он и достиг своих высот.

Он понял, что ограничения - основное для тренирующегося, что явные и неявные ограничения в итоге сливаются воедино. На пути изучения Искусства нужна не только усердная тренировка, но и искреннее следование требованиям, углубление в передаваемое учителем чудесное мастерство.

Создатель дачэнцюань Ван Сянчжай говорил: "Кулак сам по себе не имеет методов, наличие методов - это пустота", "обычный - это и есть нечастый". Но достигнуть такого удивительного слияния необычайно трудно, и Шэнь Чжи это понял. Путь изучения Искусства, учителя и ограничения сформировали его путь установления тела. "Человек берет за образец землю, земля берет за образец небо, небо берет за образец Дао, Дао берет за образец само-естественность", - писал Лао-цзы, и путь Шэнь Чжи изучения Искусства совпадает с этим.

3.Преподавание

Достигнув прогресса в истинном постижении Искусства, Шэнь Чжи обратил свои выработанные при этом взгляды на традиционную китайскую культуру. Став работать тренером китайского спортивного ушу-лэйтай, он воспитал множество превосходных талантов. Своим ученикам он говорит: "Будете искренними - достигнете успехов".

Занимаются у него люди разных возрастов, самым молодым - 4-5 лет, самым старым - по несколько десятков. Распределяя нагрузку в соответствии с возрастом, он улучшает ее воздействие. Он часто говорит: "Самое важное в тренировке - это достижение правильного".

Первым делом он воспитывает в учениках правильную силу. Он говорит: "Не только тренирующемуся надо иметь правильную силу, любому стремящемуся к успеху надо иметь правильную силу, это применимо к любым сторонам жизни."

В процессе преподавания он ни на миг не прерывает самозкаклки. В движении, стоя, сидя, лежа - он ни на миг не прерывает тренировки. У строгого учителя - хорошие ученики, занимающиеся у него на соревнованиях всекитайского масштаба добивались отличных результатов.

4.Сам ворвался в столицу

Достигнув больших успехов и принимая участие в национальных соревнованиях по ушу-лэйтай, что бы за соревнования это ни были - по тайцзицюань ли, или по ушу-саньда, - он везде прилагал максимум усилий, его искренний подход, свободные движения и точные удары всегда вызывали высокую оценку профессионалов. Этот парень из провинции Аньхой стал темной лошадкой мира боевых искусств.

На любых соревнованиях - будь это встреча "Чжэн-Сян бэй" или международный фестиваль по обмену опытом в ушу - он от начала и до конца сохранял хладнокровие. Скорость выброса его руки превышала возможности человеческого глаза. От южных стран до материкового Китая, от Янцзы до Юго-восточной Азии ему вряд ли найдется достойный противник. С 1995 года Шэнь Чжи несет на себе тяжелое бремя впередиидущего. Соревнованиями по лэйтай через боевое искусство укреплять дружбу, боевым искусством распространять национальный дух - вот его крупнейшее заветное желание.

Hosted by uCoz