Су Юнь

Из книги «Методы атаки в тайцзицюань»
(Тайцзицюань саньшоу цзицзи фа)

Пекин 1995 г.

 

перевод с китайского выполнен коллективом авторов при координации со стороны В.Бондаренко

 

Тайцзиучуй и тайцзиляньхуанчуй

 

Под термином «методы ударов кулаком» (чуйфа) в тайцзицюань понимаются методы кулака (цюаньфа), используемые во время атаки. В избранных статьях по тайцзицюань различных направлений употребляются выражения «чуйфа» и «чуйфа».(записываются разными иероглифами, но звучат похоже - чуй – и означают одно и то же, хотя и с разными оттенками – бить, колотить – примеч. перев.). В действительности это одно и то же. Многочисленные атаки руками (пальцами, ладонью, предплечьем и др.) используются в удобном положении против противника, находящегося в неудобном положении. В этот момент очень легко достичь успеха.

В тайцзицюань существуют следующие формы атаки кулаком: баньланьчуй, яньшоугунчуй (закрывает рука, плечо бьет), чжоудичуй, пэшеньчуй (пишеньчуй, бишеньчуй), цзайчуй (цзяньбудачуй, цзидичуй, дачуй), чжиданчуй, шуанчжуанчуй (шуанбаочуй), хусинчуй, цзингандаочуй, гаймачуй, цзиньбуцочуй и другие. В различных стилях и направлениях существуют различные методы.

«Пять ударов кулаком тайцзи» (тайцзиучуй) – это: баньланьчуй, чжоудичуй, пэшеньчуй, цзайчуй и чжиданчуй. Начиная от старого каркаса стиля Чэнь и до стилей Ян, У (Цзяньцюаня), У (Юйсяна), Сунь – везде присутствуют пять ударов, которые называют «пять способов удара кулаком». В конце династии Цин, когда Ян Лучань преподавал при императорском дворе, у него был ученик Ван Ланьтин. После смерти Яна в 1872 году, Ван Ланьтин вместе со своими друзьями Сы Синсанем, Ли Бинфу и Ли Жуйдуном на основе пяти ударов тайцзицюань, 13 поз тайцзи, некоторых методов (шоуфа - методы рук) багуачжан и синъицюань, создали комплекс «Пятизвездный удар тайцзи» (тайцзиусинчуй).

«Взаимосвязанные удары тайцзи» (тайцзиляньхуанчуй) – это базовый комплекс «Пяти ударов кулаком тайцзи», где содержанием являются формы пяти ударов, базирующиеся на различных ситуациях реального боя. Все согласуется с принципами, техникой и особенностью движений тайцзицюань. Свободный бой в тайцзицюань состоит из синтеза двух техник: «вовлекая в пустоту, четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней» - одной и комбинированной техники непрерывных ударов. Формы пяти ударов кулаком следуют одна за другой, непрерывно сменяя друг друга.

Тайцзиучуй и тайцзиляньхуанчуй - исходят из тайцзицюань, поэтому следуют правилам движений и техники тайцзицюань. В каждом направлении тайцзицюань существуют свои особенности «тайцзиучуй» и «тайцзиляньхуанчуй».

Направление семьи Ян:

баньланьчуй

чжоудичуй

пэшеньчуй

цзайчуй

чжиданчуй

Направление 

У Юйсяна:

баньланьчуй

чжоудичуй

дачуй

шуанбаочуй

чжиданчуй

Направление 

У Цзяньцюаня:

баньланьчуй

чжоудичуй

пэшеньчуй

цзайчуй

чжиданчуй

Направление семьи Сунь:

баньланьчуй

чжоусячуй

шуанчжуанчуй

дачуй

чжиданчуй

Направление семьи Чэнь:

баньланьчуй

чжоудичуй

пи(би)шеньчуй

цзидичуй,

чжиданчуй

В рифмованных секретах сказано:

«Основа тайцзи – туйшоу,
Проверяется в ударах кулаком с выбросом.
Явная рука, скрытый кулак следуют друг за другом,
В одиночной практике удары непрерывны.»

 

Особенности тайцзи саньшоу «учуй»

 

Направления тайцзицюань различны, в каждом направлении тайцзицюань «Пять ударов» хотя и похожи, но существуют различия в движениях и особенностях атаки.

 

1. Отвести, преградить и ударить кулаком
(баньланьчуй

Бань означает «отвести, переместить», лань – «преградить». Баньланьчуй - это действие, которое позволяет посредством перемещения и преграждения ликвидировать опасность удара, а затем атаковать с шагом вперед. Все согласуется с принципом тайцзицюань «Сначала изменить (хуа), а затем ударить(да), это мощный способ эффективной атаки.

Баньланьчуй управляется усилием поясницы (яоцзинь). Используя усилие разматывания шелковой нити (чансыцзинь), винтообразным движением рук ликвидируем опасность наступления и нанесения прямого удара противником. Бань состоит из лецзинь; лань – из люйцзинь (одновременно это и способ циньна) и цайцзинь; чуй – это пэнцзинь. Левой рукой выполняем центростремительное движение (ни чан),а правой рукой – центробежное (шунь чан), нанося удар кулаком в противника с продвижением вперед. В целом движения рук, запястий, плеч, груди, талии, бедер, ног должны выполняться слитно. Упругая мягкость и легкая подвижность; плечи расслаблены, колени подогнуты; не терять, не нести; причина успеха в выбранной позиции. Следовать самоестественности, в мягкости содержится жесткость, словно игла, спрятанная в вате.

В баньланьчуй используется динбу, цзиньбу и себу. В цзинь содержится защита, в се – нападение. В тайцзицюань направления семьи Ян, У Цзяньцюаня и семьи Сунь – это самый распространенный удар.

С точки зрения важных пунктов и особенностей техники, имеются следующие различия:

Направление семьи Ян: правый кулак выдвигаем вперед, круговым движением совершая лецзинь в виде бань и лань. Левую ладонь выдвигаем вправо-вниз, совершая цай, а затем люй. Тело перемещаем с шагом вперед, левой кистью совершается центростремительное вращение (ничань), правый кулак – с центробежным вращением (шуньчань) бьет вперед. Используется шаг в гунбу. (рис.1,2)

Направление семьи Сунь: левая ладонь вращается внутрь-вниз с ань, затем цай вовнутрь и люй. Вслед этого приставной шаг (гэньбу), правым кулаком изнутри от верхней части левого запястья, наносим удар вперед. Движения изящны, если нет жесткости, теряется успех. Приставной шаг выполняется вплотную к левой ноге (рис. 3).

Направление У Цзяньцюаня: руками, расположенными одна сверху, другая снизу, приклеиваемся к противнику (форма «играть на пиба»). Тело осаживается, левая ладонь слегка закрывается вовнутрь. С поперечным усилием (хэнцзинь), перехватываем, изменяя в люй. Правая рука сжимается в кулак и подбирается внутрь с усилием люй, направленному назад и вниз. Тело подается вперед, правый кулак бьет вперед от края левой ладони. (рис.4,5)

Направление У Юйсяна: схож с направлением Сунь. Левая кисть описывает окружность, опускается вниз перед животом с люй, затем ле изменяется в ань. Сзадистоящая нога выполняет приставной шаг (гэньбу), левая нога – полная, правая – пустая. Правым кулаком наносим удар вперед над левым запястьем (рис. 6)

Направление семьи Чэнь: это форма «закрыться плечом и ударить». Левая кисть в положении ладони, правая сжимается в кулак. Левая ладонь начинает с центростремительного вращения (ничань), изменяясь в центробежное (шуньчань), перемещаясь вперед. Правый кулак выполняет центробежное движение (шуньчань) вверх и фиксируется у правого бока. Руки стремятся сойтись внутрь. Корпус поворачивается влево. Левая ладонь изменяется с центростремительным движением (ничань) вовнутрь-вниз с люй, располагаясь у левого бока. Одновременно правый кулак центробежным движением (шуньчань) бьет вперед. В руках содержится скрытое усилие (аньцзинь), собирающее усилие (сюйцзинь), люйцзинь, аньцзинь, затем выбрасывается кулак. Это форма тайцзицюань с выбросом усилия (фафанцзинь) (рис.7,8). 

Баньланьчуй
(отличается по названию и форме исполнения):

Направление семьи Ян: «Продвинуться вперед, отодвинуть, преградить и ударить» (цзиньбу баньланьчуй).

Форма шага – гунбу. Правой рукой наносится прямой удар, кулак обращен внутренним краем вверх; левая ладонь оттягивается внутрь, запястье осаживается, пальцы направлены по диагонали вперед-вверх и примыкают к внутренней стороне правого предплечья.

Направление семьи Сунь: «Продвинуться вперед, отодвинуть, преградить и ударить» (цзиньбу баньланьчуй). Форма шага – гэньбу. Обе руки сжаты в кулаки, правый кулак обращен внутренним краем вверх и находится на уровне груди, левая кисть с поворотом вокруг своей оси внутрь сжимается в кулак и возвращается назад, кулак обращается ладонной стороной вниз. Правая нога подшагивает к внутренней стороне левой ноги и носком касается земли.

Направление У Цзяньцюаня: «Шагнуть вперед, отодвинуть, преградить и ударить» (шанбу баньланьчуй). Форма шага – гунбу. Правый кулак обращен внутренним краем вверх, кулак наносит горизонтальный удар на уровне груди, левая вертикальная ладонь возвращается к правому локтю. «В себу отодвинуть, преградить и ударить». Метод перемещения – сетуйбу, после отступления образуется гунбу. Форма кистей рук – как описано выше.

Направление У Юйсяна: «Шагнуть вперед, отодвинуть, преградить и ударить» (шанбу баньланьчуй). Форма шага – гэньбу. Левая вертикальная ладонь опускается вниз перед лицом и идет по дуге влево, возвращаясь к животу; обращенный внутренним краем вверх правый кулак наносит прямой удар вперед вдоль тыльной стороны левой руки.

Направление семьи Чэнь: «Закрыться плечом и ударить» (яньшоу гунчуй). Форма шага – цэгунбу.

Левая нога согнута в колене впереди, правая нога толкает землю сзади, одновременно правый кулак, выполняя обматывание против часовой стрелки, производит выброс прошибающего усилия вперед, кулак обращен ладонной стороной вниз, а передней стороной – вперед; одновременно левая кисть выполняет обматывание против часовой стрелки, левый локоть производит выброс усилия назад у левой стороны поясницы, нанося подвешенный удар, левый локоть и правый кулак выбрасывают усилие одновременно, центр левой кисти обращен вправо-вниз.

В рифмованных секретах сказано:

«Отодвинул и преградил руку врага – затем применяй кулак,
В пяти ударах тайцзи этот – первейший.
Влево отодвинул явным движением, затем преградил накапливая,
Прямой корпус, округленная промежность, расслабленные оба плеча.
При выбросе усилия надо применять силу поясницы и позвоночника,
Кулак бьет прямо вперед с раскатом грома и вспышкой молнии.
С помощью себу смещаешься в сторону, затем шагаешь вперед,
В методе «отодвинуть, преградить и ударить» центр тяжести подается вперед».

 

2. Удар под основание локтя
(чжоудиканьчуй)

Правый кулак выбрасывается под левый локоть, взяв противника под контроль, ожидаем атаки. Посредством покоя (цзин) получаем движение (дун), выжидаем момент ипользуемся удобным случаем для атаки. «Сторожить» (кань) – это один из способов атаки и защиты, под этим словом подразумевается действия руками (шоуфа). Собирание, а затем выброс цзинь. В чжоудиканьчуй: рука сверху (ладонь или кулак) – «явная» (мин), а кулак, находящийся снизу – «скрытый» (ань). Явная рука может использоваться как скрытая, и наоборот.

 

1. С точки зрения важных пунктов и особенностей техники, имеются следующие различия:

Направление семьи Ян: поворачиваясь влево, принимаем сюйбу, левая нога – пустая, правая полная. Одновременно, правую руку выдвигаем вперед, поворачивая сверху вниз по дуге, изменяем в кулак, используя цай. Левую руку поворачиваем слева направо, вращая вовнутрь, ладонью вверх и вперед. Ладонью выполняем люйцзинь, локтем – пэнцзинь. Правым кулаком выполняются слитно цай, ле и люй (рис. 9)

Направление семьи Сунь: левую ладонь вращаем справа налево с пэн. Правую кисть собираем в кулак и выдвигаем вперед, затем справа налево с лецзинь и помещаем под левым локтем. Удар останавливаем спереди внизу (рис. 10).

 

Направление У Цзяньцюаня: тело поворачиваем влево, руки согнуты, запястья вытянуты. Взгляд обращен на ладони, которые выдвигаются вперед справа налево и распологаются на уровне груди с люйцзинь. Тело осаживается назад, левая нога – пустая, правая – полная. Кисти собираются в кулаки, локоть в вертикальном положении, оба кулака в вертикальном положении. Правый кулак и левая рука взаимосвязано выполняют люйцзинь, соединяются у основания левого локтя и останавливаются (рис.11)

Направление У Юйсяна: руки одна сверху (левая), другая снизу (правая), следуя за вращением тела влево, собираются в кулаки. Левая рука вертикально кулаком вверх. Правый кулак горизонтально на уровне груди под левым локтем. Движение останавливается (рис.12)

Направление семьи Чэнь: тело поворачиваем влево, в руки большое открывание и большое закрывание (дакай дахэ). Левой рукой центростремительное движение (ничань), правой – центробежное (шуньчань). Левая рука движется налево-вниз, затем вверх, разворачивая ладонь кверху. Правая рука движется влево-внутрь центробежным движением (шуньчань) соединяя цзинь (хэцзинь). Затем левая ладонь центростремительным движением (ничань) изменяется в вертикальную ладонь. Правая кисть центробежным движением (шуньчань) собирается в кулак справа-вперед, локоть сгибается. Вертикально кулак под левым локтем, в руках присутствуют соединенные методы: пэн, люй, цай, ле и чжоу (рис. 13).

 

Чжоудиканьчуй
(отличается по названию и форме исполнения):

Направление семьи Ян: «чжоудиканьчуй». Левая ладонь сверху, правый кулак (район между большим и указательным пальцами вверх, ладонная сторона кулака – вовнутрь вниз) под левым локтем. Сначала ставится правая рука, а затем приходит левая.

Направление семьи Сунь: «чжоусяканьчуй». Левая рука чуть согнута в локте (как будто вытянута), ладонь втыкает вперед (пальцы обращены вперед). Правая рука сжимается в кулак (район между большим и указательным пальцами вверх, ладонная сторона влево) под левым локтем, сначала левой ладонью пэн, а затем правым кулаком удар вниз.

Направление У Цзяньцюаня: «чжоудиканьчуй». Левая рука в кулаке, предплечье отогнуто наверх (район между большим и указательным пальцами – вовнутрь, ладонная сторона – вправо). Правый кулак (район между большим и указательным пальцами – вверх, ладонная сторона – вовнутрь и скошена влево) под левым локтем, руки (в кулаках) одновременно переворачиваются – обязательная техника.

Направление У Юйсяна: «чжоудиканьчуй». Левая рука в кулаке (район между большим и указательным пальцами - влево, ладонная сторона обращена вовнутрь) предплечье отогнуто наверх. Правая рука в кулаке (район между большим и указательным пальцами – вовнутрь, ладонная сторона обращена вниз), помещается под левый локоть, сначала левая рука, затем приходит правая.

Направление семьи Чэнь: «чжоудичуй». Левая рука ладонью вверх (центр ладони – вправо, пальцы обращены вниз). Правая рука в кулаке (район между большим и указательным пальцами – вверх, ладонная сторона обращена вовнутрь), под левым локтем, обе кисти одновременно превращаются вформы "ладонь" и "вертикальный кулак".

В рифмованных секретах сказано:

«Чжоудиканьчуй как цветок под листьями
Меняя шаг, вращаем тело, используя метод трех углов.
Руки создают круг, защищая макушку
Вертикальный локоть изменяет удар кулаком противника.
Левый локоть как цветок и листья – не защищает
Вращая поясницу, двигаемся вперед с ударом, соединяя с бедрами.
Открывая – закрывая, нужно использовать глубокое дыхание.
Используя чжоудиканьчуй, можно отбросить противника.»

3.Удар, откидывающий тело
(пэшэньчуй)

Если, стоя боком, ударить кулаком в бок в корпус противника, то можно как ударить врага, так и отбросить его, потому и название «откидывающий тело». Здесь поясница служит осью, позволяя рукам за счет поперечного усилия перейти через обматывание по часовой стрелке по дуге к удару класса пэн влево-вверх (или вправо-вверх). При этом, применяя метод «откидывания тела», лишь работая «вторым номером» и используя опускающееся усилие цай для контроля противника и можно максимально реализовать «удар, откидывающий тело», отбрасывая врага.

1. С точки зрения важных пунктов и особенностей техники имеются следующие различия:

Направление семьи Ян: Левая рука идет сверху вниз, снаружи внутрь выполняя трансформацию ань. Правый кулак, следуя повороту корпуса вправо, наносит откидывающий удар вправо-вперед и вниз, а затем возвращается к пояснице. Левая рука мимо груди проходит вверх и мимо правого предплечья выполняет толчок вперед, люй и удар пэн (рис. 14).

Направление семьи Сунь: термин «удар, откидывающий тело» отсутствует. Тем не менее, после «Сделать шаг и нанести удар» корпус поднимается вверх и производится удар, откидывающий корпус. Таким образом хотя и нет того, что называлось бы «удар, откидывающий тело», но имеется удар, производящий почти такой же эффект.

Направление У Цзяньцюаня: правый кулак идет вверх, вправо и назад, наносится откидывающий удар, корпус при этом поворачивается назад. Одновременно с движением правого кулака по дуге левая рука примыкает к правому локтю, двигаясь вместе с ним, помогая правой руке реализовать усилие пэн (откидывающий удар), также там имеются усилия цай, люй и чжоу. В левой руке также имеются направленное вперед усилие пэн, направленное вправо усилие ле и усилие люй (рис. 15, 16).

Направление У Юйсяна: движения «удар, откидывающий тело» не имеется.

Направление семьи Чэнь: в 1-м комплексе старого каркаса семьи Чэнь имеется «удар, одевающий тело» [прим. перев. – «пишень чуй» - произносится почти так же, как и «пешэнь чуй»], во втором комплексе имеются «удар, прикрывающий тело» [прим.перев. – «бишэнь чуй»] и «удар, откидывающий тело». Хоть у них и разные названия, но боевая цель одна и та же, везде скрыт метод «удар, откидывающий тело». Один кулак либо два кулака совершают центростремительное или центробежное вращение и наносят удар, откидывающий тело (рис. 17, 18, 19).

В рифмованных секретах сказано:

«Методом «удар, откидывающий тело» избегаешь вражеского острия,
Скрутил шею, повернул голову и, приложив силу, атаковал.
Поясница двигается, поворачивается и переламывается, позвоночник – ось,
Руки и ноги – с поперечным усилием, сами по себе ловкие.
Правый кулак движется по кругу, сдергивая руку противника,
Левая ладонь – встречно в лицо, атакуя как ветер.
В тайцзи в одном ударе – и удар, и выброс,
Исходя из движения противника проводишь изменения».

4.Вертикальный удар кулаком сверху вниз
(цзайчуй)

Цзайчуй – удар кулаком сверху вниз. Во время удара цзайчуй, сила из поясницы устремляется в кулак, происходит быстрый выброс силы. Одновременно стабилизируем свой центр тяжести, во время удара приводим в движение руку, предплечье, плечо. Спина наклоняется вниз. Возможно изменить удар противника, направляя его над своей спиной.

С точки зрения важных пунктов и особенностей техники, имеются следующие различия:

Направление семьи Ян: левая рука движется вниз, вперед, влево изменяя захватываем (лоу) (напротив левой коленки), тело перемещаем вперед. Уверенно шагаем в левую гунбу, правым кулаком бьём, осаживая вниз (цзай). Левой рукой люйцзинь, правой рукой люйцзинь и чэньцзинь (усилие погружения) взаимно согласованы. (рис. 20)

Направление семьи Сунь: левая рука, вращаясь вовнутрь, сжимается в кулак, тянет к левому бедру. Правая рука, вращаясь наружу, сжимается в кулак и движется назад, вверх, затем вперед по дуге, проходит перед лбом вниз (к внутренней части левой стопы) наносит удар (также называется цзяньбу чуй). (рис. 21)

Направление У Цзяньцюаня: левая рука начинает движение сверху вперед, вниз, влево захватывая (нельзя вперед) затем, вверх, внутрь удерживая вверху. Правый кулак снизу поднимается к правой щеке, снова вперед вниз через левую руку и наносит вниз цзайчуй. (рис. 22)

Направление У Юйсяна: тело наклоняется вперед, используя (движение) вниз, ноги немного сгибаются в коленях, тело следует вперед во время наклона, правый кулак со стороны уха движется перед грудью вперед в нижний уровень, бьет цзай, останавливаясь перед ногами. Одновременно левый кулак выполняет ань возле левого бедра, с внутренней стороны голени. (Так же называется цзяньбу дачуй). (рис. 23)

Направление семьи Чэнь: тело «погружается» вниз вместе с небольшим поворотом влево. Правый кулак центробежным движением (шуньчань) движется к правому уху. Левая ладонь центробежным движением (шуньчань) движется перед грудью вниз к левой стороне. Тело снова оседает немного вниз с поворотом влево. Одновременно, левый кулак центростремительным движением (ничань) движется в противоположную сторону, рука согнута в локте, который поднят вверх. Правый кулак центростремительным движением (ничань) наносит удар вперед-вниз. (рис. 24)

Цзайчуй
(отличается по названию и форме исполнения)

Направление семьи Ян: «цзиньбу цзайчуй». Тело немного наклоняется вперед, в левую гунбу. Левая ладонь рядом с левой коленкой или с левой стороны бедра (пальцы (направлены) вперед, центр ладони обращен вниз). Правый кулак бьет вниз к левой коленке, в пах (противника) (район между большим и указательным пальцами обращен вперед, ладонная сторона кулака – влево), взгляд – на правый кулак.

Направление семьи Сунь: «цзяньбу дачуй». Тело (центр тяжести) помещается посередине, голова наклоняется вперед, шаг в левую цзяньбу. Левая рука в кулаке (район между большим и указательным пальцами обращен вовнутрь, ладонная сторона кулака – вниз) тянет по дуге к левому бедру. Правый кулак бьет вниз к левой ноге (район между большим и указательным пальцами обращен влево, центр кулака обращен вовнутрь и чуть влево).

Направление У Цзяньцюаня: «цзиньбу цзайчуй». Тело немного наклоняется вперед. Шаг в левую гунбу. Левая ладонь рядом с правым локтем с внутренней стороны (центр ладони повернут назад). Правый кулак бьет вниз цзайчуй к бедру (район между большим и указательным пальцами обращен вперед, ладонная сторона кулака – влево, «перевернутый кулак»).

Направление У Юйсяна: «цзяньбу дачуй». Тело наклоняется вперед, голова поднимается. Левая ладонь (пальцы направлены вперед, центр ладони – вниз) помещается к внутренней стороне голени. Правый кулак (район между большим и указательным пальцами обращен влево, ладонная сторона кулака – вовнутрь), устанавливаем между ногами интервал, шаг – «цилунбу» ( гуйбу). Взгляд обращен вперед.

Направление семьи Чэнь: «цзидичуй». Тело вертикально, шаг – в большую стойку гунбу. Левая рука (сжата) в кулак (район между большим и указательным палцьами поворачивается вправо, вперед, вниз, ладонная сторона кулака – вниз) рука изогнута (и располагается) влево вверху. Правый кулак (район между большим и указательным пальцами обращен влево, ладонная сторона кулака – вовнутрь) располагается на уровне паха, взгляд обращен вправо.

В рифмованных секретах сказано:

«Шаг вперед левой ногой с ударом правым кулаком,
В фацзинь сила из спины.
Сверху вниз как сажаем дерево,
Макушка не должна выходить за носок – это самое главное требование.
Левой захватываем руку противника, правой бьем в лицо,
Когда встречаются пэн и ань - сжимается кулак.
Передний и задний «глаз кулака» - все имеет применение,
Методы ударов тайцзи следуют силе движения противника».

5. Удар, указывающий на промежность
(чжиданчуй)

После обведения колена в разноименном шаге очень удобно нанести удар кулаком с продвижением вперед, наносится прямой удар в промежность противника – отсюда и название. При выбросе усилия в ударе кулаком голова должна упираться вверх и не наклоняться вперед. Опустить плечи и свесить локти, вобрать грудь и выпятить спину, опустить ци в даньтянь. Усилие идет от поясницы и позвоночника, выдох – и тут же выброс.

1. С точки зрения важных пунктов и особенностей техники имеются следующие различия:

Направление семьи Ян: корпус подается вперед, форма шага – гунбу. Делаем поворот влево, левая ладонь идет влево, проходит перед коленом и идет по дуге влево с люйцзинь, после обведения кисть руки оказывается сбоку от левогоколена. Правый кулак от правой стороны поясницы наносит прямой удар вперед на уровне пупка (рис. 25).

Направление семьи Сунь: корпус оседает вниз, передней стопой выполняем шаг, задняя нога подшагивает (левая впереди – правая сзади). Правый кулак и левая кисть одновременно вытягиваются вперед (левая рука упирается в правое запястье сверху) нанося удар вниз (рис. 26).

Направление У Цзяньцюаня: в основном идентично «Шагнуть вперед с сажающим ударом», левая кисть идет сверху вниз, изнутри наружу (влево) по дуге выполняя трансформацию люй. Правый кулак поднимается к правым ребрам, а затем наносит удар вперед-вниз (рис. 27).

Направление У Юйсяна: похоже на направление семьи Сунь. Руки перед грудью одновременно выполняют люй, чуть расходясь в стороны, затем корпус подается вперед, делается шаг с подшагиванием. Одновременно руки разом вытягиваются вперед-вниз, левая рука слева выполняет люй к бедру, правая кисть сжимается в кулак и наносит удар вперед-вниз (рис. 28).

Направление семьи Чэнь: корпус опускается вниз. Левая рука поворачивается вокругсвоей оси, выполняя центробежное вращение (шуньчань), и идет к правой стороне груди. Правый кулак выполняет центробежное вращение (шуньчань), из положения справа идет вверх, влево и опускается к положению над правым предплечьем. Затем левый кулак следуя повороту корпуса влево выполняет центростремительное движение (ничань) и от груди поднимается по дуге вправо, рука согнута в локте, предплечье поднимается и чуть выдвигается вперед. Затем рука поворачивается вокруг своей оси, выполняя центробежное вращение (шуньчань), от груди опускается вниз и возвращается к положению под левым локтем. Правый кулак вначале, выполняя центробежное вращение (шуньчань), переходит к положению у правого бедра, с центростремительным вращением ( ничань) рука, поворачиваясь вокруг своей оси, идет вверх, проходит мимо правого уха и опускается перед грудью к внутренней стороне левого предплечья, формируя смыкающее усилие вместе с левой рукой. Наконец, поворачивая руку вокруг своей оси с центростремительным вращением (ничань) наносится удар влево-вниз (рис. 29). Обращать внимание на чансыцзинь, накапливающее усилие, смыкающее усилие и фацзинь.

В рифмованных секретах сказано:

«Обведя колено и сделав шаг вперед, ударом указать на промежность,
Задняя нога толчком распрямляется, выпрямить поясницу и позвоночник.
Правое плечо расслаблено раскрывается, корпус подается вперед,
Выпрямить шею не наклоняя вперед, дух величественен.
Отодвинуть руку врага и воспользовавшись моментом преследовать,
Усилие зарождается в позвоночнике и спине и пронизывает правый удар.
Вперед и по диагонали вниз, прямо в промежность,
В тайцзи этот удар - необычен».

 

Дизайнн интерьера квартир в Воронеже
Hosted by uCoz