Предыдущее движение

3.ЛАНЬ ЦЮЭ ВЭЙ
("Схватить птицу за хвост")

ПЭН ШИ

Движение 1. Носок правой ноги разворачиваем во внешнюю сторону на 45 градусов. Одновременно, с поворотом тела в ту же сторону, центр тяжести медленно переносим на правую ногу, которая согнута в колени. Левую ногу подносим к внутренней стороне правой стопы и делаем подъем ноги.

Одновременно, правая рука делает кругообразное движение снизу вверх перед телом, напротив правой половины грудной клетки сначала вправо, затем назад и влево ладонью вниз. Левая рука, при этом, проходит перед грудью и занимает положение снизу, напротив правой кисти ладонью вверх. Обе ладони смотрят друг на друга, словно обеими руками держат мяч. Локоть правой руки слегка опущен, по крайней мере, он не превышает уровня запястья, обе руки согнуты в локтях. Глазами следить за ходом движения и поворачивать вместе с поворотами тела. Направление глаз чуть опережает движение правой руки и таким образом контролирует её положение.

Движение 2. Продолжаем опускаться на правую ногу, делаем шаг вперед влево левой ногой. Сначала опускаем ногу на пятку и затем переносим центр тяжести на всю стопу. Носок направлен на юго-запад. Левую ногу сгибаем, а заднюю правую выпрямляем, после чего тело слегка поворачивается чуть вправо, вверх. Одновременно, согнутая в локте левая рука перемещается вверх влево до уровня плеч, кисть ладонью смотрит вовнутрь и чуть вправо вверх. Правая кисть смотрит вправо ладонью вниз, постепенно опускаясь до уровня бедер, пальцы направлены вперед, запястье ниже ладони, а ладонь и пальцы чуть согнуты и приподняты к верху. Взгляд прямо перед собой. Во время движения руками, зрением следует следить за разведением рук в стороны: пэн.движение -1,- разведение рук влево, 2,3 - движение пэн вправо.

Движение 3. Центр тяжести тела переносим на левую ногу, тело поворачиваем чуть влево, правая нога подтягивается к внутренней стороне левой ступни и выносится вперед. Во время поворота, левый локоть отводится влево, тем самым кисть левой руки занимает положение внизу у грудной клетки - с левой стороны.

При этом предплечье разворачивается во внутрь так, что бы ладонь смотрела чуть вправо вниз. Правая кисть перемещается влево перед торсом, при этом предплечье разворачивается во внешнюю сторону, чтобы ладонь смотрела влево вверх и занимала положение напротив левой кисти снизу, сохраняя положение мяча. Руки чуть согнуты в локтях. Глазами следим за перемещением левой руки назад, а затем зрение перемещаем на правое предплечье и чуть вперед. Рис. 4

Правой ногой делаем шаг вправо (на запад), сначала опускаем пятку, затем тяжесть тела переносим на всю стопу. Одновременно тело поворачиваем чуть вправо. С поворотом правое предплечье вместе с шагом ноги делает движение пэн в направлении запада вверх до уровня плеча, локоть ниже запястья, левая кисть одновременно с правой выносится вперед и располагается - рядом с грудью с левой стороны. Взгляд прямо перед собой Рис. 5,6.

Примечания:

1. При повороте влево и. вправо, поясница играет роль оси, тело следует держать прямо.

2. Движения всех частей тела мягкие, равномерные.

3. Начало и завершение движений происходит медленно с подключением всех частей тела одновременно. Здесь работает принцип: <Если движется, то движется всё, если покой, то все пребывает в покое.

4. "Шаги в тайцзицюань подобны кошачьим ", потому, шаг вперед и назад выполняется медленно мягко и легко. Если шаг выполняется правой ногой, то сначала следует чуть присесть на левой, медленно вынести правую ногу на пятку, затем перенести тяжесть тела вперед. Здесь срабатывает требование - ясного рассеивания пустого и наполненного.

5. Перенося тяжесть тела на расположенную спереди ногу, не следует выносить колено за носок, стопа при этом, полностью опирается о поверхность земли. То же самое происходит со стопой задней ноги, которая лишь слегка согнута в колени. Впереди расположеная нога в таком положении является <полной>, а сзади расположеная нога <пустой>. Обычно, <наполненная> нога несет на себе 70% веса тела, а <пустая> нога - 30%. Колено и носок ноги смотрят в одном направлении.

6. Правое предплечье, делая движение пэн, находится на уровне плеча и не превышает его. При шаге и выпаде вперед, плечо не следует выносить вперед, часть тела расположена прямо и не допускается наклон вперед.

7. Когда центр тяжести переносим вперед, при этом тело и руки должны одновременно выноситься вперед, естественно соблюдая принцип соразмерности верха и низа, и в процессе движения, следует строго выполнять требование сохранения тела в прямом положении, - что по-китайски звучит как: ли шэнь чжун чжэн.

ЛЮЙ ШИ

Движение 1. Центр тяжести медленно переносим на левую ногу. Торс поворачиваем влево. Одновременно предплечье левой руки разворачивается во внешнюю сторону, правое предплечье - во внутрь, так чтобы ладонь правой руки слегка смотрела вниз, ладонь левой во внутрь, чуть вверх. Одновременно обе руки отводятся влево вниз. Рис 7.

Движение 2. Тело продолжает поворачиваться влево, и центр тяжести перемещается на левую ногу. Теперь левая - полная нога, а правая - пустая. Локти опущены вниз и вместе с движением рук отводятся назад влево.Левая кисть занимает положение перед левой частью груди, правая у правой. В начале движения глазами следим за движением правого предплечья, в конце все внимание переносится на левую кисть и по мере её движения - вперед на запад. Рис 7,8.

Примечания:

1. Бросок назад обеими руками люй осуществляется благодаря подвижности поясницы. Между руками следует сохранять одно и то же расстояние, не прижимать их близко к телу и не выносить сильно вперед. Локти опущены таким образом, чтобы подмышками имелось свободное пространство с кулак. Такое положение сохраняется при выполнении всего комплекса, чтобы предотвратить скованность и неуклюжесть движений тела.

2. При выполнении люй назад влево тело должно находиться в положении прямо перпендикулярном земле. Для соблюдения этого требования необходимо правильно перемещаться, делая равномерные шаги.

3. В процессе выполнения броска, за счёт движения рук назад, опускания локтей, <посадки> на левую ногу и т.д., создается впечатление, будто бы руки отводятся влево вниз. В действительности это движение не направлено специально вниз, так как по правилам системы (толчки руками <туй шоу>) - люй производится влево и вправо, и не направлен вниз.

4. Во время движения руками назад, расстояние между ними сохраняется постоянным и составляет одну ширину плеч.

ЦЗИ ШИ

Движение 1. Тело слегка поворачивается вправо, центр тяжести переносим на правую ногу и распрямляем левую. С поворотом тела, правое предплечье поворачиваем во внешнюю сторону так, чтобы ладонь была обращена во внутрь. Левое предплечье разворачиваем во внутрь, ладонью во внешнюю сторону. Правое предплечье согнуто в локте и занимает положение горизонтально земле, непосредственно перед грудью, локоть находится чуть ниже запястья. Левая кисть находится с внутренней стороны правого предплечья и вместе с ним перемещается вперёд, делая толчок прямо перед собой. Направление движения на запад. При выполнении толчка левая кисть слегка касается внутренней стороны правого предплечья в районе запястья. Взгляд следует за движением правой кисти. Рис.9,10,11.

Примечания:

1. Во время выполнения толчка, тело не следует подавать вперед или отводить назад; плечи опущены и расслаблены. Не следует выпячивать тазобедренную часть, а также выставлять локти в стороны. Они должны находиться ниже запястий.

2. Левая кисть в основании ладони касается правого запястья, но не надавливает на него.

АНЬ ШИ

Движение 1. Правое предплечье чуть разворачивается во внутрь ладонью вниз, левая кисть пересекает сверху правое запястье, образуя крест. Затем кисти разводятся в "стороны" на, ширину плеч ладонями вниз. Руки продолжают медленно сгибаться в локтях и отводятся назад к себе чуть вниз. При этом центр тяжести переносится назад на левую ногу. Взгляд прямо перед собой и контролирует положения обеих рук. Рис. 12,13.

Движение 2. Обеими руками толкаем прямо вперед, кисти находятся на уровне плеч, одновременно с движением рук сгибаем правую ногу, перенося на неё вес тела, и выпрямляем заднюю левую. Взгляд прямо перед собой. Рис. 14.

Примечания:

1. Когда центр тяжести медленно перемещаем назад на правую ногу, бедерную кость в суставе чуть отводим назад, что позволяет сохранять тело в правильном прямом положении и не отклоняться влево.

2. Когда руки отводятся назад <подбирается> бедро, плечи остаются свободными, локти не разводятся и не поднимаются в стороны.

3. Толчок руками выполняется не строго по ровной прямой траектории, а словно по дуге снизу вверх. Руки при этом не напрягать и не делать каких-либо усилий. Плечи не поднимаются.

4. Когда руки находятся в положении перед грудью, кисти рук располагаются параллельно друг другу ладонями чуть во внутрь. Вместе с движением рук вперед, угол между ладонями увеличивается, и они разворачиваются вперед, но до определенной степени. Ладони не следует полностью разворачивать, ибо большие пальцы остаются отведенными назад, а основание ладоней опущены.

5. Начинающим следует внимательно изучать каждое движение и положение частей тела. Только при правильной постановки движений приходит и вырабатывается цзинь, которая отлична от мышечной физической силы.

6. Цзинь в тайцзицюань имеется благодаря непрерывному характеру движений и в силу этого постоянно перемещаются с одного района тела в другой, и если движения плавные и мягкие.Цзинь охватывает все участки организма. Суть происхождения цзинь в тайцзицюань выражается в следующей (форме) фразе: <Цзинь зарождается в стопах, проводится через ноги, управляется - поясницей, выражается в кистях>. В данном движении основа силы в том, что стопы прочно стоят на земле, образуя твердую точку опоры. Например, чтобы столкнуть с места тележку, необходимо найти хорошую точку опоры. В тайцзицюань такой точкой опоры может быть шаг вперед и назад. Перенос тяжести тела вперед, сгибание ноги и выпрямление сзади расположеной ноги <проводник> силы. Так, если необходимо столкнуть тележку вперед, надо поставить ноги так, чтобы впереди нога была согнута, а сзади разгибалась, помогая перенести центр тяжести вперед. Для выполнения этой задачи, мы как бы сначала перемещаем центр тяжести назад, при этом поясница делает дуго- образное движение сначала вверх, затем - назад вниз и снова в толчке движение вперед. Таким же образом, при поворотах вправо и влево поясница управляет движением всего тела, ведет его и играет роль оси. Через мышцы расслабленной спины цзинь передается плечам, а затем через локти проходит до оснований ладоней к пальцам. Такая сила возникает внизу, а проявляется, поднимаясь вверх, проходя через мышцы спины и позвоночника. Субстанция ци проходя по определенному участку тела, не проходит сквозь него, а включается в общее состояние или работу.

7. Отсюда ощущение непрерывности и полного проникновения энергий во все участки тела. В данном движении мы можем выделить лишь некоторые, особые участки, где цзинь проявляется наибольшим образом, но существует она благодаря расслабленности и готовности всех частей тела проводить её. Это так называемое внутреннее движение, которое наблюдается лишь при гармоничном слиянии с внешним движением.

8. При соблюдении всех основных требований тайцзицюань необходимо помнить о том, что изначально зародившееся в сердце уже потом проявляется в теле. Для того чтобы направить цзинь в тот или иной участок тела, необходимо прежде направить туда мысль, то есть представить себе мысленно движение в этом направлении, и только тогда цзинь будет проявлена там, так как почувствовать цзинь можно тогда, когда представишь её себе в данном участке. Это называется "гармонией внутреннего и внешнего". Начинающий заниматься тайцзицюань под руководством наставника или без него, должен точно придерживаться всех правил и четко выполнять каждое движение. Тогда, в результате продолжительных тренировок, внутренняя сила выработается и проявит себя, придя в гармонию с внешней формой, а, учитывая определенную закономерность и последовательность выполнения движений наполнить эту форму осознанием содержания.

9. Выражение "глаза - отражение сердечного состояния" свидетельствует о том, что тренировка глаз и взгляда в тайцзи цюань одна из важных особенностей этой системы. Глаза призваны контролировать всю внешнюю ситуацию в целом. Поэтому, если руки разводятся в стороны, амплитуда их движения не должна быть слишком большой, повороты тела влево и вправо осуществляются вместе с одновременным движением головы и глаз, которые направлены в ту же сторону, что и тело. Такое положение головы и работа зрения способствует внутренней концентрации и собранности внимания. Глаза, являясь отражением состояния сердца, задают направление действия рук, ног и т.д.. Так, если необходимо найти какой-либо предмет и взять его, то вы ищете его глазами, а затем, выбросив из массы других предметов, берёте его. То же самое происходит и в тайцзицюань. Если Вы знаете, в каком направлении действовать, то сначала взгляд перемещается в данном направлении, а затем действуете. Хотя зрение всегда опережает действие оно не должно терять управления над частями тела. Следует вести движение до полного его завершения и это возможно осуществить лишь с правильной постановкой зрения, в - соответствии с принципом: "Если движется, то всё движется, если покой, то все находится в состоянии покоя".

Следующее движение

Hosted by uCoz