Данный сайт является частью сети "Электронная энциклопедия традиционного ушу". Цель создания данного сайта - сбор и предоставление русскоязычной общественности информации о таком традиционном стиле китайского ушу, как Тайцзицюань ("кулак Великого предела").

На нашем сайте есть следующие разделы:


История тайцзицюань

В настоящее время существуют две версии о происхождении тайцзицюань. Принятая ныне в КНР официальная версия базируется на работах Тан Хао и Гу Люсиня (ее будем условно называть "чэньской"). Однако в последнее время стали раздаваться голоса, что Тан Хао и Гу Люсинь исказили историю тайцзицюань в пользу тайцзицюань семьи Чэнь, а на самом деле все было не так (эту версию будем условно называть "нечэньской").

"Нечэньская" версия истории тайцзицюань

В данной версии считают, что первым стал преподавать тайцзицюань некий Хань Гунъюэ, живший в период Южных и Северных династий, который обучил Чэн Линси. Впоследствии это искусство передавалось в роду Чэна несколько поколений, пока не достигло Чэн Би, который изменил название с "тайцзицюань" на "сяо цзютянь фа" ("малый метод девяти небес"). При династии Тан жил поэт Сюй Сюаньпин, который переработал комплекс Чэн Линси, и написал ряд трактатов, в которых называл свое искусство "чанцюань" ("кулачное искусство длинных движений"). Примерно тогда же жил некий Ли Даоцзы, который преподавал кулачное искусство, именуемое то "чанцюань", то "сяньтяньцюань" ("прежненебеный кулак"). Рассказывают, что благодаря даосским методам продления жизни Ли Даоцзы дожил до династии Сун, поселившись в горах Удан и обучая кулачного искусству людей из клана Сун. Когда его следы затерялись, то несколько человек пошли его искать, и наткнулись на даосского отшельника Чжан Саньфэна. Чжан Саньфэн знал систему Сюй Сюаньпина, у него ей научились многие, в том числе Чжан Сунси и Хуан Байцзя. Через Ван Цзунъюэ и Цзян Фа это искусство достигло Чэнь Чансина, у которого учился Ян Лучань.

"Чэньская" версия истории тайцзицюань

В 1930-х Тан Хао опубликовал исследование, в котором обосновал, что основателем тайцзицюань следует считать Чэнь Вантина, жившего в конце династии Мин - начале династии Цин, то есть в XVII веке. Чжан Саньфэн же попал в родоначальники по ошибке: один из "историографов" тайцзицюань спутал одного из легендарных мастеров стиля - Ван Цзунъюэ - с учеником Чжан Саньфэна, которого звали Ван Цзун. От Чэнь Вантина искусство дошло до Чэнь Чансина, у которого учился Ян Лучань. Из чэньской родились другие ветви тайцзицюань.

Появление тайцзицюань перед широкой публикой

Появление тайцзицюань перед широкой публикой произошло в XIX веке, когда в Пекин прибыл Ян Лучань. В XIX веке из-за развития оружия (и в особенности - появления огнестрельного оружжия) роль ушу в военном деле уменьшилась. Уловив новые тенденции, Ян Лучань стал преподавать тайцзицюань не как боевое, а как оздоровительное искусство, оставив боевые аспекты внутри своей семьи. Тогда же, в середине XIX века, в деревне Чэньцзягоу уже никто не помнил большшинство классических комплексов, созданных Чэнь Вантином. Занимающиеся чэньской ветвью специализировались на первом комплексе, и на "пушечных ударах". Из "старой формы" Чэнь Юбэнь создал "новую форму", отбросив некоторые сложные движения. В это же время появились и прочие известные ныне ветви тайцзицюань.

Таким образом, постепенно из боевого искусства тайцзицюань превращалось в оздоровительную гимнастику. Именно в таком качестве воспринимали массы направления Яна и У ("шумный"). В 1925 году Чэнь Вэймин, ученик Ян Чэнфу, прибыл из Пекина в Шанхай, где основал "Общество мягкого кулака". Там он за плату обучал стилю семьи Ян, призывая воспользоваться его лечебным и оздоровительным действием. Затем в Шанхай стали приезжать учителя и других школ. В октябре 1928 года в Пекин был приглашен Чэнь Факэ, и массы увидели исходное тайцзицюань семьи Чэнь, именно как боевое искусство. Но это было настолько непривычно, настолько отличалось от прочих ветвей тайцзицюань, что его приняли довольно вяло. Как писал Гу Люйсинь "У Чэней способы для корпуса и рук отличаются вращением, об усилии обматывающего шелка сказано более детально, выброс усилия по скорости [с прочими направлениями тайцзицюань] не сравнить. Жаль только, что люди осваивают с трудом, берут мало, так что он не очень прославился".

После образования Китайской Народной Республики была поставлена задача переработки боевых искусств в новые виды спорта и средства оздоровления. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся "Упрощенное тайцзицюань", в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений (исходный комплекс стиля семьи Ян состоит из 81 движения). В 1979 году, на основании стилей семей Ян, Чэнь, Сунь и одного из стилей У был составлен упрощенный комплекс из 48 движений.


Основные места, связанные с историей стиля

Линия между светлой и темной частями - река Хуанхэ
самый северный город - Пекин
юго-западнее - Юннянь (Гуанфучэн)
еще юго-западнее - Тайюань
на северном берегу Хуанхэ: западнее - Чэньцзягоу уезда Вэнь, восточнее - Чжаобао
южнее Хуанхэ - Чжэнчжоу
треугольником обозначен монастырь Суншань Шаолинь


Различные вопросы, связанные с традиционными боевыми искусствами можно обсудить по-русски на будо-форумах или по-английски на сайте Ярека Шиманьского. Вопросы, связанные с тайцзицюань семьи Чэнь, можно обсуждать на форуме на сайте московских учеников мастера Дэн Цзе.

Оставить запись в книге Посмотреть на книгу гостей


Этого сайта не было бы без www.narod.ru


Другие сайты сети "Электронная энциклопедия традиционного ушу":