Стиль У тайцзицюань уступает по популярности лишь только стилю Ян тайцзицюань, который был разработан основателем стиля Ян – Ян Лучанем (1799-1872гг), для преподавания при императорском дворе.
Когда в середине 19 века Ян Лучань стал преподавать при императорском дворе по рекомендации брата У Юйсяна, он столкнулся с условиями, которые несколько изменили технику, которой он обучал. Одежды при императорском дворе были длинными с длинными рукавами, что делало некоторые движения неуклюжими, и эти факторы должны были учитываться, чтобы искусство эффективно применялось в бою.
В результате этого возник новый стиль, который был предназначен для императорского двора. Изменился шаг, стопа сзади стоящей ноги, была направлена вперед, что исключало цепляние одежды за носок. Появился небольшой наклон корпуса вперед для большего удобства, что наложило отпечаток на перенос веса, вес стал полностью переноситься с ноги на ногу. В формах стало меньше движений, движения приобрели компактность, что позволяло вести бой в одеждах императорского двора.
Так как стиль, которому обучал Ян Лучань при императорском дворе, отличался от того стиля, что преподавался вне стен императорского двора, то возникло заблуждение, что при императорском дворе преподавалась неточная форма (Маньчжурская), а членов своей семьи и учеников внутренних покоев – обучали истинной секретной (Ханьской) форме. Это было не так, кроме отличия в формах в сущности своем искусство осталось то же самое.
Первых, кого начал обучать Ян Лучань – была придворная знать и члены императорской фамилии. Многие из них относились к тайцзицюань как к модному веянию, которое помогало бороться со скукой и оздоравливать организм, не стараясь вникать в тонкости искусства. Семья Ян это активно поддерживала. Но были и те, кто по достоинству оценил его прикладное значение, и практиковали тайцзицюань серьезно. Спустя некоторое время эти ученики с легкостью расправлялись со своей охраной, тогда и появился вопрос: "Так кто кого охраняет?"
Ян Лучаню было предложено возглавить обучение в Шэньцзиин ("батальон волшебных механизмов;"охранное подразделение императорского дворца, вооружённое огнестрельным оружием). Среди его учеников в Шэньцзиин, было трое наиболее одаренных, которые постигли суть искусства, все они были маньчжуры – это Ваньчунь, Линшань и Цюанью. Князь Су был также одним из учеников мастера Яна. Так как по этикету было запрещено, чтобы простолюдины становились братьями по гунфу с членами императорской фамилии, мастер Ян сделал так, что охранники стали учениками его сына Баньхоу (1837 – 1892гг). Это означало, что 3 опытных ученика относились к более низкому поколению, чем то, к которому принадлежал князь Су. Хотя телохранители официально стали учениками Баньхоу, тем не менее, они продолжали обучаться у Ян Лучаня. Говорили, что каждый из них перенял у своего учителя свой характерный навык: Ваньчунь – энергетический, Линшань – атакующий и Цюанью – нейтрализующий. Соответственно их сравнивали с мышцами, костями и кожей.
У Цзяньцюань | Ван Маочжай |
Из них только Цюанью (1831 – 1902гг) передал свои навыки последующим поколениям. Когда Ян Лучань оставил императорский двор и ушел на покой в пожилом возрасте, Цюанью также покинул императорский двор и стал жить в Пекине, обучая учеников. Он приобрел репутацию великого мастера боевых искусств и воспитал прекрасных учеников. Самыми знаменитыми из них были Ван Маочжай (1862 – 1940гг) и сын Цюанью – Айшэнь, более известный как У Цзяньцюань (1870 – 1942гг).
После падения династии Цин, в результате Республиканской революции, чтобы влиться в доминирующее население Хань, семья Цюанью взяла ханьскую фамилию У, дабы слиться с нацией хань, потому что существовала ненависть к маньчжурам.
В 1916г. Сюй Юйшэн ученик Ян Цзяньхоу основал Спортивный исследовательский институт в Пекине и пригласил Ян Шаохоу (1862 – 1930гг), Ян Чэнфу (1883 – 1936гг) и У Цзяньцюаня преподавать тайцзицюань в институте. Дети У Цзяньцюаня старший сын У Гунъи и средний сын У Гунцзао были среди первых выпускников Института.
С этого времени наступила новая эра, которая отбросила старую политику, преподавания тайцзицюань только в узком кругу. Теперь тайцзицюань стали преподавать публично.
У Цзяньцюань родился в семье профессионально владеющей боевыми искусствами. Его отец Цюанью служил телохранителем при императорском дворе, поэтому боевые искусства – были семейной традицией.
У Цзяньцюань с детства занимался боевыми искусствами у отца, а также с членами семьи Ян, поддерживая с ними тесные отношения. Он и Ян Чэнфу вместе практиковали Туйшоу, У Цзяньцюань называл его "двоюродным дядей", так как по линии поколений в изучении тайцзицюань, Ян Чэнфу был его старше на одно поколение. Эти теплые отношения между двумя семьями прослеживались на всем протяжении, У Гунъи обучался тайцзицюань помимо своего отца также и у Ян Шаохоу.
У Цзяньцюань не только был великолепным мастером тайцзицюань, он также был опытным наездником и стрелком из лука.
Изначально У Цзяньцюань, как и его отец, служил в батальоне императорской охраны при императорском дворе до отречения Императора Пуи от престола в 1911г. После революции он преподавал боевые искусства президентской охране.
В 1916, как уже было сказано раннее, он был приглашен преподавать тайцзицюань в Пекинский Спортивно Исследовательский Институт. Обучение было двухгодичным, подготавливались кадры инструкторов по Ушу, затем готовые преподаватели распределялись по провинциям с целью массового обучения Ушу.
В 1925г в Шанхае Чэнь Вэймин (редактор отдела истории династии Цин), ученик Ян Чэнфу, создал общество Мягкого кулака (Жоу цюань шэ) и пригласил Ян Чэнфу, Ян Шаохоу, Сюй Юйшэна и У Цзяньцюаня приехать провести семинары с показательными выступлениями.С 1928г У Цзяньцюань переехал в Шанхай с семьей и стал преподавать в Ассоциации Цзинъу.
Так как и когда стиль практикуемый У Цзяньцюанем стал называться отдельным стилем У тайцзицюань?
Это произошло когда У Цзяньцюань, Ян Чэнфу и Ян Шаохоу преподавали в Обществе мягкого кулака Чэнь Вэймина в Шанхае.
Генеральным секретарем общества в то время, а также членом правительства был Чжу Минъи, большой любитель боевых искусств. Чжу первоначально обучался у Ян Чэнфу. Во время показательных выступлений при демонстрации Туйшоу вместе с Ян Чэнфу, он ожидал, что Ян уступит ему, так как он занимал должность Генерального секретаря, и позволит ему выглядеть опытным во время демонстрации. Тем не менее, Ян Чэнфу относился к людям согласно их опыту в боевых искусствах, а не их официальному статусу, и бесцеремонно отшвыривал Чжу на большое расстояние.
Чувствуя себя оскорбленным этим происшествием, он перешел учиться к У Цзяньцюаню, человеку выросшему при императорском дворе и знающему как себя вести с людьми которые занимают высокое положение в правительстве и обществе. Чжу стал энергично рекламировать У Цзяньцюаня и его тайцзицюань, в то время как Ян Чэнфу так сильно не расхваливал. Все это привело к тому, что формы У Цзяньцюаня и Ян Чэнфу стали рассматривать как независимые стили тайцзицюань. Несмотря на это отношения между семьями оставались теплыми.
И так, стараниями Чжу Минъи и других высокопоставленных учеников У Цзяньцюаня, в 1935г было официально объявлено о создании нового стиля – стиля семьи У, и была создана первая Ассоциация тайцзицюань У Цзяньцюаня в Шанхае. Председателем был сам У Цзяньцюань, а его зять Ма Юэлян – заместителем.
После того как У Цзяньцюань переехал в Шанхай, Ван Маочжай возглавил Пекинскую группу. Этих двух великих мастеров стали называть "Нань У Бэй Ван" (У на юге, Ван на севере). Так появились две основные группы, одна в Пекине, другая в Шанхае. Мастер Ван основал в Пекине Тай Мяо тайцзицюань Ассоциацию, у него обучалось много учеников, от мэра Пекина, до армейских генералов, от бизнесменов до экспертов боевых искусств. Его высокий уровень завоевал ему оправданно высокую репутацию.
Ян Юйтин |
Из всех учеников мастера Ван Маочжая Ян Юйтин (1887 – 1982гг) был самым лучшим. Уже в 20–ти летнем возрасте он начинает преподавать тайцзицюань и за более чем 70 лет педагогической практики, он обучил несколько тысяч человек. После смерти Ван Маочжая, Ян Юйтин стал лидером Пекинской группы. Согласно инструкциям своего учителя, Ян Юйтин систематизировал и реформировал тренировочный процесс. Он детально систематизировал все движения, что позволяет легче, эффективнее и быстрее, правильно изучить форму. До последних дней жизни Ян Юйтин был вице президентом Пекинского Ушу, а прекратил преподавание с 1966 года.
У Гунъи и У Гунцзао |
У Гунъи и У Гунцзао распространили тайцзицюань по всему югу Китая и Юго-Восточной Азии. Популярность пришла после того, как в 1954г У Гунъи вступил в публичную полемику, начатую газетой в Гонконге, относительно ценности тайцзицюань как боевого искусства. Он согласился принять вызов на бой с представителем другого стиля и выдвинул только одно требование – сборы с поединка должны пойти на благотворительность. И вот в январе 1954г в Макао состоялся поединок, У Гунъи в то время было 53 года, а его соперник Чэнь Хэфу представитель стиля Белого Журавля, был на 20 лет его моложе. С первых секунд боя всем стало ясно, что противники подобраны правильно и состязание будет очень серьезным. В первые секунды У – разбил нос противнику, что вызвало обильное кровотечение. После перерыва бой продолжился, но удар в колено и последовавшая за этим травма у Чэня, заставили остановить поединок. Комиссия вынесла решение – ничья. Вследствие этого боя У Гунъи ясно продемонстрировал, что ТЦЦ является грозным стилем.
У Гунъи атакует |
Популярность тайцзицюань возросла. Различные китайские сообщества Юго-Восточной Азии попросили открыть филиалы. Так были организованы и открыты филиалы в Сингапуре, Куала-Лумпур, Маниле, Макао, а позднее и в Северной Америке и Европе.
В настоящее время внуки и правнуки У Цзяньцюаня возглавляют филиалы Ассоциации по всему миру. Центральную Ассоциацию в Гонконге возглавили дочь У Гунъи У Янься и зять Го Шаочун. Это то, что касается Южной ветки. Сегодня президентом Пекинской Ассоциации стиля У является один из самых ярких мастеров боевых искусств сегодняшнего времени мастер Ван Пэйшэн, он является лидером Пекинской группы стиля У. Он один из первых 7 учеников мастера Ян Юйтина, а также много лет тренировался у мастера Ван Маочжая, учителя Ян Юйтина. Такое сочетание учителей, привело его мастерство на уровень выше, чем у более одаренных его соучеников.
Ван Пэйшэн |
И так, кто же является основателем стиля У тайцзицюань? И что собой представляет стиль сегодня? Сегодня традиционный стиль У представлен двумя Таолу: первое классическое, второе – быстрое называемое Куайцюань (быстрый цюань). В настоящее время существует описание и видеозаписи с изображением классического Таолу в Северной и Южной ветке, состоящей из 83 форм. Быстрое Тао описано и продемонстрировано только шанхайскими мастерами. Ма Юэлян, его жена У Инхуа (младшая дочь У Цзяньцюаня) и их ученик Ши Мэйлинь выпустили книгу "У Ши Тайцзикуай цюань" (стиль У быстрого цюань), а также на показательных выступлениях в Шанхае У Инхуа продемонстрировала классическое Таолу, а Ма Юэлян Таолу быстрого исполнения. В 1958г в Пекине вышла книга Сюй Чжии (ученика У Цзяньцюаня) "У Ши Тайцзицюань", в 1999г в Пекине вышла книга Ли Бинцы (ученика Ян Юйтина) "У Ши Тайцзицюань Цюаньсе Шучжэнь". Итак , если просмотреть классическое Таолу по этим источникам, то можно увидеть, что за период с 1928г по сегодняшний день техника Северной и Южной групп принципиальных отличий не претерпела. В 2000г Ли Бинцы выпустил видеодиск с исполнением классического Таолу, отличия от выполнения У Инхуа – незначительны. Значит можно предположить, что за период своего проживания с 1928г до момента своей смерти У Цзяньцюань – не создал новый стиль, как об этом было объявлено официально в 1935 году. Можно предположить, что стиль был им разработан еще в Пекине до его отъезда в Шанхай, как об этом пишет в своей книге Ма Юэлян. Но почему он об этом объявил только в 1935 спустя почти 10 лет, и представлял ТЦЦ в Пекинском Спортивно Исследовательском институте не как отдельный стиль, а как стиль Ян вместе с Ян Шаохоу и Ян Чэнфу. Стиль У Цзяньцюаня почти не отличается от его соученика лидера Северной ветки Ван Маочжая, это можно заметить и сравнить по представленным здесь фото Северной ветки демонстрируемой Ян Юйтином и Южной ветки У Цзяньцюанем. Положение ног, корпуса и рук – не претерпело изменений. Исходя из этого, можно сделать вывод: У Цзяньцюань не является создателем нового стиля. Тогда остается его отец Цюанью, но по описанию Гун Тяньжэня, который также обучался у Ян Лучаня и Ян Баньхоу при императорском дворе, его стиль и стиль Цюанью один и тот же.Исходя из всего выше сказанного, Цюанью и его ученики преподавали то, чему Цюанью обучил Ян Лучань, а именно - стилю который он преподавал при императорском дворе. Раннее уже было рассмотрено, что заставило Ян Лучаня изменить стиль, главное это была одежда, которую необходимо было носить при императорском дворе, что наложило отпечаток на положение стоп при передвижении, на шаг, на наклон корпуса и движения рук. Все это ничуть не снизило искусство в прикладном значении, мастерство, по сути, осталось тем же.
У Цзяньцюань