Вашему вниманию предлагается материал, который на первый взгляд не имеет отношения к тайцзицюань. Однако в стиле Сунь тайцзицюань столб (Чжань Чжуан) практикуется в Саньтиши.
"Саньтиши – это символ трёх начал: неба, земли и человека. В теле человека они соотносятся с головой, руками и ногами. Это также три направления: синъицюань, багуачжан и тайцзицюань – соединённые в одно тело. Рождение Единой Ци из пустоты в этой форме – это рождение движения из покоя".
Сюй Чжаньао
Го Юньшэнь называл Саньтиши "фундаментом всех форм", а Сунь Баоинь говорил, что тысяча способов происходит из Саньтиши. Известна история об ученике Сунь Лутана – Ци Гунбо, который в течении трёх лет практиковал только Саньтиши и ничего больше, став лучшим учеником Суня в синъицюань.
Что даёт практика Саньтиши? Она кладет начало изменению человеческой натуры (Ци Чжи), зарождению истинной Цзинь (Чжэнь Цзинь) и возвращение к изначальной природе человека (Юань Син).
Однако стоя в Саньтиши не стоит ждать быстрого результата, так как природные данные у людей различны.
В искусстве синъицюань выделяют "искусство дао" и "воинское искусство". Саньтиши разделяют на стойку с одиночной и двойной тяжестью.
Практикуясь в воинском искусстве, используют Саньтиши с двойной тяжестью - когда центр тяжести располагается между ног. Практикуясь в искусстве Дао, используют Саньтиши с одиночной тяжестью – когда центр тяжести на сзади стоящей ноге.
"Саньтиши с одиночной тяжестью – исходный пункт для достижения срединной гармонии и живости движений. Это форма, в которой не имеется разрывов Единой Ци. В этой форме впереди полное, сзади пустое. Впереди стоящая нога может быть пустой или полной. В центре (сердце) не используется сила (Ли). Прежде нужно опустошить сердце, опустить мысль (И) в даньтянь. Как сказано в "Даньцзин" (Киноварном трактате): "Сидя в покое нужно вернуться к изначальной пустоте, если не вернешься к изначальной пустоте – не узреешь исконную природу; то практика приведёт к "мутному источнику", а не истинной природе Сяньтянь". Таков принцип практики и кулачного искусства. Поэтому нужно вернуться к изначальной пустоте, и не использовать волю сердца Хоутянь, но не совсем не использовать. Ес-ли совсем не использовать, то попадешь в "тупую пустоту". Поэтому, применяя Цзинь, не используй силу (Ли) Хоутянь – это будет правильное использование силы.
О возвращении к пустоте "Киноварная книга" говорит: "Внутри – пустая природная сущность, удерживаю внутри силу [гуюн – сила действия] возвращения к пустоте". Поэтому исходным пунктом синъицюань является Уцзи, Тайцзи и Саньтиши. Этот принцип и означает возвращение к изначальному."
Сун Шичжун
"Саньтиши с двойной тяжестью погруженная и тяжелая, всё тело обладает предельной силой. Однако в ней невозможно разделить Инь и Ян, Цянь и Кунь, твердое и мягкое, Сяньтянь и Хоутянь. Не ясно проявляется чудесная пара, внутреннее раскрытие и внешнее соединение, пустое и полное. Всё тело стоит погружено в низ, как гора Тайшань, не боюсь удара рукой или ногой. Наступление и отступление, поднимание и опускание не обладают живостью. Поэтому, если в Саньтиши не достигнута срединная гармония, то Сяньтянь и Хоутянь не соединятся, будет много жесткости и мало мягкости. Всё это происходит из-за связанности кровяной Ци, скованности грубой Цзинь, которые в свою очередь происходят из-за ограниченности Саньтиши двойной тяжестью. Однако, если понять принцип срединной гармонии Саньтиши с одиночной тяжестью, то после этого не будет иметь значения, содержит конкретная форма одиночную или двойную тяжесть."
Сун Шичжун
"Срединное" - не означает середину между ногами, а означает применение правильных принципов. Рассеиваемая вовне Ци души (Лин Ци, душевная сила), возвращается втягиваясь внутрь тела, истинная Ци восстанавливает изначальное. Кровяная Ци естественным образом перестает прибавляться, сердце опустошается. Это и называется "серединой" - сердцем Дао (у буддистов – ищущий истинного пути ум), следовательно – движение вторично. В "Даньцзин"(Киноварном трактате) сказано: "Покой – это природа (Син), движение – это мысль (И), искусное применение – это дух (Шэнь)". Поэтому в кулачном искусстве движение вторично.
В начале практикуется Саньтиши с одиночным весом, и только после – с двойным. Таким образом, всё следующее описание будет относиться к Саньтиши с одиночным весом.
А. Ноги Цыплёнка – означает, что большая часть веса находится на сзади стоящей ноге.
Б. Тело Дракона – означает, что в теле "3 согнутых" (Сань Цай); руки согнуты в локтях, ноги – в коленях, кисти – в лучезапястных суставах.
В. Плечи Медведя – означает, что в руках "3 сочленения". Корневое (плечо) – порождает силу, срединное (локоть) – придаёт необходимую траекторию, а выброс цзинь происходит из нижнего сочленения (кисти).
Г. Голова Тигра - означает, что руки располагаются таким образом, что имитируют тигра, обхватившего голову своей жертвы.
1 линия – соединяет пятку и колено впереди расположенной ноги (от коленной чашечки до пятки).
2 линия – соединяет бедро и пятку сзади стоящей ноги.
3 линия – соеденяет указательный палец впереди выставленной руки с пальцами впереди расположенной ноги.
Если выдержаны 3 вертикали, вес распределяется правильно естественным образом.
Верхний уровень (Шан Пань) – предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий.
Средний уровень (Чжун Пань) – это среднее положение между нижним и верхним.
Нижний уровень (Ся Пань) – на этом уровне бедро впереди расположенной ноги должно быть параллельно поверхности земли.
Обычно здоровые молодые люди начинают занятия со среднего уровня, но только способность находиться в нижнем уровне – позволяет в полном объеме обрести "внутреннюю силу". Люди пожилые или физически слабые смогут практиковать в Верхнем уровне.
Три сердцевины (Сань Синь) – это обострённое чувство трёх оконечностей тела – темени, ладоней и ступней.
Чувство темени (т.Байхуэй) – усиливает поднимание Ян Ци из Даньтянь.
Чувствование ступней (т.Юнцюань) – усиливает опускание Инь Ци.
Ощущение упора в пальцах и ладонях (т.Лаогун) – способствует выбросу Ци.
1. Корпус держать прямо, развернув под углом 450, всё тело расслаблено, поясница наполнена. Положение тела скоординировано, корпус стоит прочно, чувство силы должно быть во всём теле.
2. Голову держать прямо, не наклоняя и не запрокидывая, язык касается нёба.
3. Опустить плечи, свесить локти. Прогнуть грудь, выгнуть спину.
4. Указательный палец впереди выставленной руки на уровне рта и тянется вверх, большой палец раскрывается во вне – "Пасть Тигра" (Хукоу) образует полукруг. Ладонь полая, как будто собирается что-то схватить.
5. Большой палец "нижней" руки расположен под пупком.
6. Рука спереди толкает вперёд, а сзади – тянет назад.
7. Поясница оседает; ягодицы не оттопыривать. Колени слегка стремятся ввернуться внутрь, а пятки – вывернуться наружу.
8. Стопа впереди расположенной ноги чуть внутрь.
9. Стопа сзади расположенной ноги под 450. Пятка стопы, расположенной спереди, на одной линии с щиколоткой сзади стоящей ноги.
10. Ягодицы и пятка сзади расположенной ноги находятся на одной линии. Пальцы стоп должны схватывать землю, а кровь - пронизывать кончики пальцев.
11. Сзади стоящая нога "толкает", а впереди – "подпирает".
12. Кончик носа, указательный палец впереди выставленной руки и носок стопы, впереди расположенной ноги – сонаправлены. Ладонь на одном уровне с носком стопы.
13. Все члены тела и все органы стягиваются к нижнему даньтянь.
14. Дух сконцентрирован. Внутри сердце соединяется с мыслью (И), мысль (И) с Ци, Ци с силой (Ли); вовне – кисти со стопами, локти с коленями, плечи с бёдрами.
Примечания:
а) "Голову держать прямо, не наклоняя и не запрокидывая, язык касается нёба" - Ван Юнцюань называл это – "Шея трётся о ворот". "Трётся" - означает, что шея расслабленна и пряма, слегка прижимается к воротнику. В этом положении остистые отростки позвонков постепенно выравниваются и тело выпрямляется. Это позволит Ци и крови свободно циркулировать по меридианам Жэнь-Ду, а застава Юйчжэнь станет проходимой.
б) "Опустить плечи, свесить локти. Прогнуть грудь, выгнуть спину." Опускание плеч и свешивание локтей позволяет Ци достигать ладоней. Вогнутая грудь позволит Инь Ци (Ци вдыхаемого воздуха) опуститься, а Ян Ци подняться, застава Лулу станет проходимой.
в) "Поясница оседает, ягодицы не оттопыривать." Способствует открытию первой заставы Вэйлюй.
г) "Сзади стоящая нога "толкает", а впереди – "подпирает"". На протяжении всей практики, полная (Ши) нога отталкивает, пустая (Сюй) подпирает, одна Цзинь – посылающая, другая принимающая. В подпирании пустой ногой нужно стремиться к тому, чтобы не терять и не упираться. Терять – значит терять равновесие, упираться значит быть чрезмерно жёстким, и то и другое неверно. Одна нога - толкает, другая – подпирает, без потери и упора, что увеличивает силу и прочность нижней части тела.
Этапы Нэйгун в Саньтиши те же, что и в практике столба (Чжань Чжуан) это:
После принятия Саньтиши, И концентрируется в т.Цзуцяо (между бровей), что соответствует единению взгляда и сознания. Затем опустить мысль (И) в ступни (т.Юнцюань – в центре ступни) и вновь поднять сконцентрировав сознание (И) на Среднем Даньтянь (т.Шаньчжун – у мужчин между сосков). Таким образом Ци пронизывает тело, а далее по этапам (Цзинв Ци или Ци в Шэнь).
Остальную информацию по практике столба: "Положение тела относительно сторон света"; "Время занятий"; "Регулирование дыхания"; "Регулирование сознания" - можно прочесть в материале "Практика столба в боевых искусствах" здесь же на сайте.
Ниже представлены фото различных мастеров прошлого и настоящего, которые демонстрируют Саньтиши.
Вы можете пополнить коллекцию фотографий Саньтиши. Для этого необходимо выслать нам фото мастеров прошлого и настоящего, с фамилией и именем. |
Чэнь Паньлинь | Цзян Жунцяо | Сунь Лутан | Сунь Лутан |