Владимир Бондаренко

Тайцзицюань семьи Ян
(предисловие к книге "Биомеханика тайцзицюань Ян Чэнфу")

Ян Лучань
(1799-1872)
Ян Цзяньхоу
(1839-1917)
Ян Чэнфу
(1883-1936)

Тайцзицюань является одним из самых известных видов китайских боевых искусств, несущий в себе оздоровительно-лечебные функции. Из всех известных на сегодня стилей тайцзицюань самым известным является стиль семьи Ян. Так что же сегодня представляет из себя стиль семьи Ян? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но попробуем в этом разобраться.

Многие авторы пытаются классифицировать тайцзицюань семьи Ян следующим образом: то, что преподавал основатель тайцзицюань семьи Ян - Ян Лучань, передавая своим сыновьям Цзяньхоу и Баньхоу, развилось в два основных направления.

Первое возглавил Ян Баньхоу, который помимо учёбы у отца обучался у У Юйсяна. В связи с этим, а также в силу своего характера, его направление имеет ярко выраженный прикладной характер, с быстрыми взрывными движениями. Его стиль исполнения перенял племянник, сын его брата - Ян Шаохоу.

Второе направление идёт от Ян Цзяньхоу и его сына Ян Чэнфу. Характер исполнения - медленный, с плавными округлыми движениями.

Но верна ли такая классификация?

У Вэньхань в "Уши тайцзицюань тиюн цюаньшу" ["Полная книга по форме и применению тайцзицюань У Юйсяна"] (Пекин, 2001) в главе "Вдоль и поперёк сокровищницы стилей", помимо указанных направлений упоминает ещё несколько мелких:

  1. "Старый каркас семьи Ян". При Цинском дворе был старший дворцовый евнух по фамилии Лю (имя не сохранилось), он обучался у Ян Лучаня, когда последний был уже стар, и техникой овладел довольно высоко. Это направление распространено в провинции Шаньси.
  2. "Направление внутренних покоев". Ян Лучань преподавал кулачное искусство потомку знатного рода - Фу Чжоу. В программу обучения входили комплексы: "старый каркас", "большой каркас", "длинный кулак", "13 общих форм" (13 методов внутренней пилюли), "30 приёмов поединка", "малые девять небес", "поздненебесные методы", "меч Великого предела", "10 смертельных мечей". Это направление распространено в городе Баодин провинции Хэбэй.
  3. "Тайцзицюань Ян Баньхоу". Идёт от Ли Ваньчэна, который обучался у старого Ян Баньхоу. Преподаётся в Юнняни-Гуанфу.
  4. "Тайцзицюань семьи Ся". Передаётся от Ся Госюна - ученика семьи Ян, который, взяв за основу тайцзицюань, добавил туда достоинства синъи и багуа и тем самым создал новую ветвь тайцзицюань. Особенностью является направленность на реальный бой. Данное направление распространено на юге провинции Шаньси.

Другие авторы, ссылаясь на исследования, которые провёл Тан Хао в 1930-40-х годах, подразделяют тайцзицюань семьи Ян на 3 направления:

  1. "Малый каркас" - Ян Баньхоу
  2. "Средний каркас" - Ян Цзяньхоу
  3. "Большой каркас" - Ян Чэнфу

Особняком среди всех этих направлений стоит "Пятизвёздный удар Великого предела" (Тайцзи усинчуй). Ян Лучань преподавал в большом помещичьем доме и обучил Ван Ланьтина, который был управляющим этого дома. После того, как в 1872 году Ян Лучань умер, Ван Ланьтин вместе со своими друзьями Кэ Синсанем, Ли Бинфу и Ли Жуйдуном на основе 13 поз тайцзицюань, багуачжан и синъицюань, а также взяв за основу пять ударов тайцзицюань - баньлань чуй, чжоуди чуй, пешэнь чуй, цзай чуй и чжидан чуй - создали комплекс "тайцзи усин чуй".

Можно было бы запутаться в этом лабиринте направлений, если бы в 2002 году в Китае Ли Чжэн - ученик Чжай Инбо - не выпустил диски с демонстрацией "Тайцзицюань императорской семьи", где подробно объяснил, из каких комплексов состоит данное направление. В него входят:

  1. "Мудрый удар" (Чжи чуй). Это "входные врата" кулачного искусства, состоящие из пяти основных ударов кулаком - баньлань чуй, чжоуди чуй, пешэнь чуй, цзай чуй и чжидан чуй.
  2. "Большой каркас" (Дацзя). Это - первый шаг к мастерству. Движения длинные и раскрытые.
  3. "Старый каркас" (Лаоцзя). Выполняется в саньтибу, в каждой форме необходимо найти и удерживать центр (чжундин).
  4. "Малый каркас" (Сяоцзя). Это - соединение форм с искусством боя. Многие формы выполняются с подшагом и быстрыми ударами.
  5. "Длинный кулак" (Чанцюань). Состоит из 37 форм.
  6. "Малые девять небес" (Сяоцзютянь). Соединение дыхания с внутренней практикой кулачных методов. Движения производятся с выбросом силы.
  7. "Поздненебесные методы" (Хоутяньфа). Удары локтями с выбросом силы.
  8. "Тридцать приёмов поединка" (Саньши саньшоу). Это - 30 методов ударов руками для поединка.
  9. "Тринадцать практик пилюли" (Шисань даньчун). 13 методов внутренней практики для достижения мастерства (гунфу).
  10. "Методы ударов по жизненно важным тоякам" (Дяньсюэ фа). 24 метода действий руками для захватов и ударов по жизненно важным точкам.

Теперь можно всё объяснить. Ян Лучань и его потомки преподавали открыто по упрощённой программе, а полной системе обучались немногие. Ясна позиция многих мастеров, которые пытались добавить к "упрощённой версии" практику из других школ кулачного искусства.

Что же в себя включала "упрощённая версия", или открытое преподавание?

Ян Лучань обучал императорскую семью по той программе, что продемонстрировал Ли Чжэн, то есть "полной версии". Иначе и быть не могло: если бы он что-то скрывал от императорской семьи, то это могло бы стоить ему жизни. Других он обучал неполной версии, что продолжили его дети и внуки. Поэтому то, что практиковал Ван Ланьтин и его друзья, являлось комплексом "мудрый удар" (чжи чуй). То, что практиковал Цюань Ю, являлось "большим каркасом" (дацзя) и "малым каркасом" (сяоцзя). Цюань Ю передал "большой и малый каркасч" своему сыну У Цзяньцюаню. У Цзяньцюань передал это своим сыновьям У Гунъи, У Гунцзао и зятю Ма Юэляну. Открыто в стиле У Цзяньцюаня преподавался только "большой каркас" (дацзя), о "малом каркасе" (сяоцзя) стало известно только после выхода книги Ма Юэляна и У Инхуа (дочь У Цзяньцюаня) "Чжэнцзун уши тайцзицюань" ["Ортодоксальное тайцзицюань У Цзяньцюаня"] (Пекин, 1999г.). В ней Ма Юэлян описал "быстрый кулак" (куай цюань), написав, что другие названия "быстрого кулака" - "малый каркас" (сяоцзя), "быстрый каркас" (куайцзя), "каркас применения" (юнцзя), а также объяснил, что Ян Шаохоу, Ян Чэнфу и У Цзяньцюань практиковали "быстрый каркас" (куайцзя).

У Ян Баньхоу и Ян Шаохоу упрощённая версия состояла из "малого каркаса" (сяоцзя). Изучать его было сложно, так как не было первых трёх комплексов, которые закладывали фундамент и развивали определённые навыки для практики "малого каркаса". Ученик У Тунаня - Юй Чжицзюнь - в своей книге "Янши тайцзицюань сяоцзя цзи ци цзицзи инъюн" ["Малый каркас тайцзицюань семьи Ян и его боевое применение"] (Пекин, 2001г.) называет всего шесть учеников Ян Шаохоу: Тянь Цилинь, Ю Чжисюэ, Дун Жунфан, Ма Жунчжи, Лю Сичжэ и У Тунань. У Тунаню посчастливилось изучить "большой каркас" (дацзя) у У Цзяньцюаня, а "малый каркас" (сяоцзя) у Ян Шаохоу.

Ян Чэнфу открыто преподавал "большой каркас" (дацзя) и "длинный кулак" (чанцюань). Об этом известно из статьи "Беседа о тренировке тайцзицюань", записанной Чжан Хуанкуем из устных наставлений Ян Чэнфу. В них Ян Чэнфу определяет порядок изучения тайцзицюань: "...в начале изучают комплексы такие, как тайцзицюань [здесь "большой каркас" Ян Чэнфу упоминает как тайцзицюань], тайцзичанцюань ("длинный кулак")." Тот комплекс "длинный кулак" (чанцюань), которому обучал Ян Чэнфу, был опубликован в книге "Янши тайцзи чанцюань" ["Длинный кулак тайцзицюань семьи Ян"] (Пекин, 1995г.) Сунь Наньсином. Он написал: "В 60-е годы я имел возможность учиться у учителя Юй Жуньчуаня, который в 30-х годах изучил этот комплекс у ученика Ян Чэнфу - господина Цуй Иши". В настоящее время ученики Ян Чэнфу и его дети обучают только "большому каркасу" (дацзя), про "длинный кулак" (чанцюань) или любой другой комплекс нет разговора, и обучение не ведётся.

Пусть вас не смущает большое количество комплексов. Достаточно вспомнить список комплексов без оружия, которым обучали в Чэньцзягоу до того, как Чэнь Факэ прибыл в Пекин, обучая только двум.

Тайцзицюань Ян Чэнфу

В настоящей работе представлен "большой каркас" (дацзя), которому обучал Ян Чэнфу. "Длинный кулак" (чанцюань) почти не преподавался, так как после 1928 года Ян Чэнфу ездил по стране, пропагандируя тайцзицюань семьи Ян. Времени на обучение было мало, поэтому преподавался только "большой каркас" (дацзя). В отличие от своего брата Ян Шаохоу, у которого было мало учеников, у Ян Чэнфу учеников было много, но традицию смогли перенять немногие. Среди этих немногих - его дети, родственники и "ученики внутренних покоев". Ниже представлены краткие биографии тех, чьи фото использованы в книге.

Ян Чэнфу

Ян Чжаоцин (1883-1936), в миру известен под прозвищем Чэнфу. Родом из Юннянь провинции Хэбэй. Внук основателя тайцзицюань семьи Ян - Ян Фукуя (Лучаня). С детства обожал боевые искусства, учился у отца (Цзяньхоу), усердно тренировался по ночам, постиг суть боевых искусств. Его формы были внешне мягкими как вата, но внутри жёсткими как железо. Он трансформировал семейное искусство в "большой каркас". В начале периода Китайской республики Ян Чжаоцин преподавал тайцзицюань в Пекинском Спортивно-исследовательском обществе. После 1928 года преподавал в Пекине, Нанкине, Шанхае, Ханчжоу, Гуанчжоу и Ханькоу. Был деканом Уданского факультета в Центральном институте гошу. С 1930 года работал в Институте гошу провинции Чжэцзян. Автор работ "Методы применения тайцзицюань", "Полная книга по форме и применению тайцзицюань".

Его дети:

Ян Чжэньмин

Ян Чжэньмин (1911-1985) имел прозвище Шоучжун. Старший сын Ян Чэнфу от первого брака [первая жена Ян Чэнфу умерла рано], Чжэньмин жил в Гонконге. Является автором книг "Иллюстрированное разъяснение трансформаций и применение тайцзицюань в паре" (1962), "Practical use of taichi chuan" (вышла в 1976 году в Гонконге на английском языке).

Ян Чжэньцзи

Ян Чжэньцзи (р.1922) - старший сын от второго брака. Начал повторять движения кулачного искусства за взрослыми с пяти лет, а в 9 начал серьезно тренироваться, таким образом он с детства заложил крепкий фундамент своего мастерства. Ян Чжэньцзи преподавал в Гуанчжоу вместе с Ян Чжэньмином. В 1960-х через посредничество Фу Чжунвэня и по личному указанию 1-го секретаря Северокитайского партбюро Лю Сюэфэна он отправился в провинцию Хэбэй в спортивную рабочую группу для работы тренером тайцзицюань. Преподавал в Шанхае, Тяньцзине, Пекине, Байдахэ, обучил многих партийных и государственных деятелей высокого уровня. Он никогда не требовал награды за обучение, никому не отказывал и служил воспитательным примером.

Ян Чжэньдо

Ян Чжэньдо (р.1926) с детства изучал кулачное искусство у отца, позднее учился у старшего брата. Сейчас работает в партшколе провинции Шаньси, является почётным председателем Всекитайской ассоциации ушу. Выезжал преподавать во Францию, в США, в Сингапур. Автор книг "Yang style taijiquan" (издана в 1988 году на английском языке), "Янши тайцзицюань, цзянь, дао" (издана в 1995 году в провинции Шаньси), "Янши тайцзи" (издана в 1997 году в Пекине).

Ян Чжэньго

Ян Чжэньго (р.1928) - третий сын от второго брака. Хотя потерял отца рано, но учился у старшего брата и преемствовал семейное учение. Вместе со старшим братом Ян Чжэньцзи он преподавал в Тяньцзине и Ханьдани. Не гнался за славой и известностью, а скромно работал.

Его ученики:

Ван Юнцюань

Ван Юнцюань (1904-1987), уроженец Пекина. С 7 лет начал обучаться в семье Ян вместе с отцом у Ян Цзяньхоу [отца Ян Чэнфу]. С 1917 года учился у Ян Чэнфу, пока в 1928 году Ян Чэнфу не уехал в Шанхай. Преподавал в Пекине с 1926 года. Являлся носителем истинной традиции тайцзицюань семьи Ян, так как имел возможность обучаться у Ян Цзяньхоу и его сыновей Ян Шаохоу и Ян Чэнфу. Автор книг "Тайцзи усинчуй" и "Янши тайцзицюань шучжэнь".

Цуй Иши

Ню Чуньмин
Цуй Личжи (1892-1970) по прозвищу Иши, из уезда Шэньсянь провинции Хэбэй. Один из важнейших преемников традиции тайцзицюань семьи Ян, "ученик внутренних покоев" учителя Ян Чэнфу. В 1928-36 вместе с учителем преподавал в Пекине, Нанкине, Шанхае, Гуанчжоу, Ухани, Сиани, Ланьчжоу, Банбу, Ваньсяни, Ханькоу.
Фу Шэньюань
(сын Фу Чжунвэня),
Цуй Иши, Лю Чуньмин
Вскоре после Освобождения основал в Пекине "Ассоциацию юнняньского тайцзи" [Ян Лучань был родом из Юннянь] и стал её председателем, был почётным членом Ассоциации ушу Пекина. Цуй Иши преподавал в парке Чжуншань, у него обучались многие, в результате чего появилось высказывание "На севере - Цуй, на юге - Фу" [Фу Чжунвэнь]. Цуй Иши всю жизнь прилагал усилия к исследованию тайцзицюань семьи Ян, особенно был искусен в туйшоу. Он обучал строго, тщательно, в особой манере. В 1964 году он написал книги "Упрощённое тайцзицюань семьи Ян из 42 форм" и "Шест тайцзи семьи Ян".

Фу Чжунвэнь

Фу Чжунвэнь (1908-1994) с детства занимался боевыми искусствами в Юнняни. После женитьбы на Чжао Гуйчжэнь - родной сестре Чжао Биня [мать Чжао Биня и Чжао Гуйчжэнь - Ян Цун, дочь Ян Чжаоюаня - старшего брата Ян Чэнфу] - он вместе с младшим братом Фу Цзунъюанем учился у Ян Чэнфу. Пролив немало горького пота, Фу Чжунвэнь в итоге достиг высочайшего мастерства, прославившись в Китае и за его пределами. В 1944 году он основал в Шанхае существующее до настоящего времени "Общество юнняньского тайцзицюань". Фу Чжунвэнь преподавал тайцзицюань более 60 лет, был вице-президентом Шанхайской ассоциации ушу, атвором книг "Янши тайцзицюань" и "Тайцзи дао" и величайшим представителем тайцзицюань семьи Ян в Шанхае. Его брат Фу Цзунъюань особенно был искусен в туйшоу. Цзунъюань, практикуя туйшоу, истирал рукава независимо от их качества. В старости он из Шанхая вернулся в Юннянь и преподавал там.

Ян Чэнфу, Фу Чжунвэнь
Фу Чжунвэнь, Фу Цзунъюань


В материале использованы переводы Станислава Березнюка.

Hosted by uCoz