Владимир Бондаренко

Тайцзицюань семьи Ян: 
стиль "внутренних покоев"

Весь мир практикует тайцзицюань семьи Ян в передаче Ян Чэнфу, и многие наслышаны, что тайцзицюань - не только оздоровительное искусство, но и искусство боя. Но возникает вопрос, как удалось Ян Лучаню получить прозвище "Ян уди" ("Ян не имеющий противников"), практикуя только 1 комплекс? На самом деле это не так. Преподавая в Пекине, Ян Лучань и Ян Баньхоу уже подразделяли свой стиль на "внутренние покои" и "внешние покои" (фунэй и фувай). "Внутренние покои" преподавались членам семьи Ян, императорской семье и чиновникам высокого ранга. Для всех остальных преподавались упрощённые версии "внешних покоев".

Стиль семьи Ян "внутренних покоев" в семье Фу

В 1852 г. Ян Лучань прибыл в Пекин. Сначала его представили богачу Чжану, который попросил Яна продемонстрировать своё искусство. Когда Ян выполнил его просьбу, Чжан сказал, что то, что было продемонстрировано, похоже на ловлю рыбы в воде. По этому высказыванию можно предположить, что Ян продемонстрировал комплекс в низком положении. Далее Чжан спросил, сможет ли Ян победить его телохранителя, на что Ян ответил, что сможет победить любого, если тот не из железа или камня, и доказал свои слова на деле. Это была первая победа Яна в Пекине. Ему ещё не раз пришлось сражаться, прежде чем он получил прозвище "Ян, не имеющий противников".

Спустя некоторое время Ян Лучаню было предложено преподавать тайцзицюань при императорском дворе столичной знати и членам императорской фамилии. Скрывать что-либо от семьи императора Ян не мог, поэтому тайцзицюань преподавался в полном объёме.

В 1858 г. в столицу приехал старший сын Ян Лучаня – Ян Баньхоу для того чтобы помочь отцу в преподавании тайцзицюань, и часть учеников перешло от отца к сыну. Отец преподавал членам императорской семьи и столичной знати, а сын преподавал в Шэньцзиине (батальоне охраны). С этого момента появилась упрощенная версия для всех, за исключением императорской семьи и знати, упрощённую версию Шэнцзиина можно проследить по линии Цюанью, маньчжура из батальона охраны, а полная версия тайцзицюань семьи Ян преподавалась лишь ограниченному кругу лиц только самим Ян Лучанем.

В конце 60-х годов Ян Лучань отходит от преподавания, оставив управление всей школой Ян Баньхоу. Не желая широкого распространения семейного искусства, и в то же время понимая, что запретить столичной элите практиковать полную версию тайцзицюань невозможно, Баньхоу пошёл на хитрость. Он сказал ученикам отца, что нужно изменить обучение: не нужно практиковать много комплексов, а необходимо сконцентрироваться на "Большом каркасе" (дацзя). Баньхоу назвал это "кулак складывания" (шоуцюань), а чтобы быть убедительнее, предложил атаковать его, и в поединке продемонстрировал свою непобедимость. Его навыки были так высоки, что доказать, будто "кулак складывания" - истинное искусство, ему не составило большого труда. Баньхоу заставил всех поверить себе.

И только Фу Чжоу, потомок знатного рода, служивший у князя Дуань, отказался изменить систему практики. Он сказал: "Раз мой учитель не прав, то и я буду не прав". Однако, он поклялся Баньхоу, что не будет преподавать то, чему обучился у его отца.

Фу Чжоу с детства практиковал боевые искусства. От Ян Лучаня он узнал всю систему "внутренних покоев". Прекрасно понимая, что Баньхоу хочет прекратить обучение полной программе, он передал искусство "внутренних покоев" семьи Ян своему сыну Фу Ину. Так сохранился семейный стиль Яна Лучаня в первоначальном варианте. Фу Ин обучался не только у своего отца, но и обменивался знаниями с мастерами Ван Ланьтином, который был учеником Ян Лучаня с 1866 г., и Ли Жуйдуном (основателем тайцзицюань стиля Ли).

Тайцзицюань "внутренних покоев" в семье Сяо

Сяо Гунчжо (1886 – 1979) родился в Баодине провинции Хэбэй. Он с детства практиковал семейное кулачное искусство. Выбрав карьеру военного, Сяо Гунчжо дослужился до чина генерал-лейтенанта в Северо-Восточной армии. Находясь на службе, он встречал много учителей кулачного искусства и обучался у них. Некоторые из учителей были весьма известны. Так, у Ли Вэньбяо (ученика Чэн Тинхуа) Сяо изучил багуачжан.

Во время службы в Пекине он тренировался у известного мастера тунбэйцюань Чжан Цэ, а также обучался синъицюань у Чжао Цинсяна и Чжао Чжэнцяо. У Хао Вэйчжэня он изучил тайцзицюань семьи У, у Ли Жуйдуна – тайцзицюань семьи Ли.

Встретив Фу Ина, Сяо Гунчжо уже был искусен в кулачном искусстве и по достоинству смог оценить стиль "внутренних покоев" семьи Ян.

После падения власти императора, Фу Ину жилось тяжело, он был очень беден. В это тяжёлое для Фу Ина время Сяо взял на себя заботу о нём и его семье. В благодарность Фу Ин обучил Сяо Гунчжо стилю "внутренних покоев" тайцзицюань семьи Ян (помимо Сяо Гунчжо, Фу Ин передал искусство ещё двум ученикам – Гао Цзыфаню и Пан Тяньбао, но о их судьбе в дальнейшем ничего не известно. Из всех троих Сяо Гунчжо был самым лучшим учеником). Превосходно зная внутреннее содержание кулачного искусства, являясь искусным мастером тайцзицюань, багуачжан, синъицюань и тунбэйцюань, Сяо Гунчжо преподавал гошу в Центральном институте гошу в Нанкине, в Институте гошу провинции Хэбэй, возглавлял ассоциацию ушу города Баодина. Сяо был очень известен в мире ушу. Помимо традиционных кулачных искусств, которые Сяо изучал у мастеров, у него имелись и свои собственные разработки в этой области.

Сяо Тесэн, сын Сяо Гунчжо, достойный преемник своего отца, - уже несколько десятилетий занимается кулачным искусством. Мастер первой категории, судья первой категории, - он входит в руководящий состав системы современного китайского ушу, а также возглавляет ассоциацию кулачного искусства семьи Сяо (Сяоши нэйцзя цюань), которая образована в 1993 г.

Чжай Инбо

Чжай Инбо демонстрирует Лаоцзя
Сяо Гунчжо преподавал направление "Внутренние покои семьи Ян" в Баодине. У него в течение 10 лет обучался Чжай Инбо, который стал весьма искусен в туйшоу и внутренней практике тайцзи. В современном Баодине он самый известный мастер по тайцзицюань. В 2002 году в г.Чжухай Чжай Инбо демонстрировал Старый каркас (лаоцзя) "внутренних покоев" семьи Ян.

Ли Чжэн
Преемником Чжай Инбо является Ли Чжэн, который обучался у своего наставника более 15 лет, достигнув больших успехов. В настоящее время Ли Чжэн с разрешения Чжай Инбо открыл стиль "внутренних покоев" для широкой публики.

 

 

 

Содержание стиля "Внутренних покоев"

Стиль "Внутренних покоев", которому обучал ещё Ян Лучань, состоит из десяти комплексов без оружия, туйшоу и четырех комплексов с оружием (меч-цзянь,меч- дао, шест и копьё).

Ниже приведено краткое описание десяти комплексов без оружия, входящих в этот стиль.

1.Мудрые удары кулаком
(чжичуй)

Чжичуй – это входные ворота кулачного искусства, начальные упражнения тайцзицюань. Внешне чжичуй похож на таньтуй (стиль "внешней" семьи), но содержит упрощённую базовую работу тайцзицюань.

Его основу составляют 5 ударов кулаком: баньланьчуй, пешэньчуй, чжоудичуй, цзайчуй, чжиданчуй - поэтому чжичуй ещё называют "пять ударов тайцзи" (тайцзиучуй). Цель чжичуй – "раскрыть врата" или, как говорят, "вразумить", поэтому он и называется "мудрые удары кулаком". Эту практику можно проследить в линии передачи Ян Лучань – Ван Ланьтин – Ли Жуйдун, где также преподавался чжичуй. Пять ударов кулаком связываются в различные комбинации. Существуют комплекс для одиночной практики и комплекс для парной работы. Современную версию чжичуй можно увидеть в книге Су Юня "Методы атаки в тайцзицюань" (Тайцзицюань саньшоу цзи цзи фа.; Пекин, 1995 г.), в которой 5 ударов рассматриваются в сравнении с каждым стилем: Ян, Сунь, У, У (Хао), Чэнь. В книге продемонстрирован комплекс для одиночной практики и комплекс в паре, а также применение в каждом стиле каждого из 5 ударов кулаком. Отсюда видно, что одиночная и парная практики развиваются взаимосвязано: навыки, которые развиваются при практиковании одиночного комплекса, должны быть проверены и утверждены в парной работе.

2.Большой каркас
(дацзя)

Дацзя – это основной комплекс, который закладывает фундамент, первый шаг к мастерству (гунфу) в тайцзицюань.

Здесь в каждый момент практики необходимо вытягивание. Движения медленные, открытые, мысли и дыхание спокойные. Основная позиция - гунбу. Требованиями, предъявляемыми при практике, являются: макушка вытягивается вверх, плечи опущены, локти свешаны, кисти расслаблены, ягодицы подобраны. Руки словно вытягивают шёлковую нить, движения непрерывные. Шаг подобен кошачьему - лёгкий, подвижный и, в то же время, тяжёлый и устойчивый. В покое – движение, в движении - покой. В результате ци и кровь свободно циркулируют, появляется подвижность. Таким образом, закладывается фундамент техники тайцзицюань.

Если целью занятий являются здоровье и долголетие, то достаточно выполнения "большого каркаса" (дацзя). Он развивает те же навыки, что и "большой каркас" (85 форм) в направлении Ян Чэнфу. Различие составляет содержание каждой формы: в направлении "внутренних покоев" больше движений. "Большой каркас" "внутренних покоев" можно увидеть в линии передачи Ян Лучань – Ян Баньхоу – Цюанью – Чан Юаньтин – Чан Юньцзе – Ван Бо. Это так называемый тайцзицюань семьи Чан, который опубликовал Ван Бо в книге "Старый каркас тайцзицюань мастера Цюанью" (Лаоцзя Цюанью тайцзицюань.; Шанхай, 2001 г.).

3. Старый каркас
(лаоцзя)

В лаоцзя формы похожи на дацзя, но есть изменения. В этом каркасе из открытости и вытягивания переходим к сокрытию и сжатию. Методы рук скрытны (яньми) и точны (цзинцюэ), внешне формы спокойные и подвижные. Основная позиция - саньти, в руках чётко разделяется инь – ян. Макушка, плечи, кисти, стопы, колени, поясница – всё должно быть взаимосвязано, согласовано. В каждой форме необходима установка в середине (чжундин). Методы тела – для боя, методы рук – для применения. В лёгкости и подвижности содержится вязкость. Фактически именно лаоцзя в тайцзицюань является основой кулачной техники. Манера выполнения - медленная, как в дацзя.

 

4. Малый каркас
(сяоцзя)

Сяоцзя это быстрые удары (куайда). Это уже высокий уровень мастерства в тайцзицюань.

Сяоцзяначинают учить только после приобретения устойчивых навыков в лаоцзя. Методы рук, форма шага, движения тела, дух – отличаются от лаоцзя. В технике рук, позициях и движениях тела – везде лёгкость и подвижность (цин лин). Собирание, скрытность, "один шаг – одно движение", - всё согласуется с искусством боя. Во время практики используются два звука - хэн-ха, меняется выражение лица, гнев и веселье сменяют и сопровождают друг друга. Мысль (и) движет, дух (шэнь) следует; в движениях необходимо использовать мысль (и), а не силу (ли). В сжатости не теряется открытость; передвигаться надо как плывущий дракон, а движения подобны обезьяне. Очень мало людей способно достичь такого уровня.

Сяоцзя из стиля "внутренних покоев" можно увидеть по линии Ян Лучань – Цюанью – У Цзяньцюань – У Иньхуа – Ма Юэлян. Достаточно вспомнить, что Ян Лучань преподавал не только столичной элите, но и тренировал "Батальон чудесных механизмов" (шэньцзиин; батальон охраны, вооружённый огнестрельным оружием). С появлением Баньхоу тренировки у охраны изменились. Таким образом, в линии Цюанью этот каркас передавался только членам семьи.

Впервые этот каркас открыто продемонстрировал в 1983 г. Ма Юэлян. Позже совместно с У Иньхуа они выпустили книгу "Уши тайцзи куайцюань", в которой впервые был описан этот каркас. В стиле У он называется "Быстрый кулак" (куайцюань).

В дацзя, лаоцзя и сяоцзя названия форм одни и те же, последовательность одна и та же, а навыки и скорость выполнения практикуются разные. Дацзя и лаоцзя практикуются медленно, сяоцзя – быстро. Дацзя – вытягивание, лаоцзя – сжатие, сяоцзя – выброс силы. Эти три каркаса составляют ядро системы "внутренних покоев".

5. Длинный кулак тайцзи
(тайцзичанцюань)

Чанцюань – это одиночная форма совершенствования, где методы упражнений комбинируют по своему желанию.

Чанцюань состоит из 37 неповторяющихся форм. Каждая из форм отрабатывается по отдельности, а затем формы выполняются вместе последовательно, и так до бесконечности. Этому принципу соответствует название: "длинный, как река". В чанцюань нет установленного комплекса, все тренируются в соответствии с собственными интересами, ходом мыслей и уровнем мастерства.

В чанцюань важна связанность движений. Предъявляемые требования к практике: расслабление (сун), мягкость (жоу), округлость (юань), подвижность (хо), достижение внутреннего дыхания (тайси) и внутреннее усилие (нэйцзинь).

Второе название этого каркаса "Прежденебесное кулачное искусство" (сяньтяньцюань).

6. Маленькие Девять небес
(сяоцзютянь)

Сяоцзютянь – это комплекс, в котором соединена практика собирания – выплёвывания (туна) и внутренняя практика (нэйгун).

В древности люди делили небо на 9 секторов, выдвигая требование: стремиться к соединению человека и неба. Поэтому сяоцзютянь – это образное выражение, означающее отождествление человека с природой, где посредством практики проявляется природная сила. Силы природы – это ветер, дождь, гром, молния. Через практику сяоцзютянь нужно добиться, чтобы движения тела были быстрыми, как ветер; выброс силы (фали) был подобен ливню; встряхивание (доудань) – стремительное, как гром; удары (да) – как вспышка молнии.

В комплексе сяоцзютянь используется принцип "в мягкости содержится жёсткость, а в жёсткости скрыта мягкость". Таким образом, проявляется особенность перетекания жёсткого и мягкого.

7. Посленебесные методы
(хоутяньфа)

Хоутяньфа – это тренировка внешней формы. В ней много техник, использующих локоть (чжоуфа) и колено (сифа), много взрывной силы и встряхивающей силы (доуданьли). В хоутяньфа используется явный выброс силы. Внешняя форма решительная, жёсткая, яростная. Используются врождённые способности человека.

Хоутяньфа и сяньтяньцюань (тайцзичанцюань) являют собой отчётливый контраст.

 

 

 

8. Тридцать методов поединка
(саньши саньшоу)

Саньши саньшоу - это тридцать связок для боя, в каждой связке содержится три изменения. В тайцзицюань семьи Ян "внутренних покоев" это главная практика для свободного боя.

 

 

 

 

 

9. Тринадцать главных форм
(шисань цзунши)

В шисань цзунши используются тринадцать видов упражнений тайцзи внутренней работы (нэйгун), подражающих манере поведения разных животных. Обычно называют тринадцать форм: пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као, цзинь, туй, гу, пань, дин. Это высокий уровень мастерства (гунфу) в тайцзицюань.

Шисань цзунши имеет другое название – "Тринадцать методов практики внутренней пилюли" (Шисань нэйдань гунфа).

 

 

10. Методы ударов по жизненно важным точкам
(дяньсюэфа)

Дяньсюэфа в тайцзицюань – наработка последнего навыка мастерства.

В даньсюэфа имеется 24 метода рук (шоуфа) и 72 изменения. Используются 3 формы воздействия на человека: ткнуть (дянь), ударить (да) и захватить (на). В тычках дяньсюэ используются пальцы; в ударах (дасюэ) – кулак и локоть; в захватах (на) происходит захват сухожилий, захват сосудов и меридианов, а также завязывание суставов и противозахваты. Воздействие на точки, удары и захваты – три формы воздействия, составляющие неисчерпаемое количество приёмов, применяемых в реальных ситуациях. Для практики дяньсюэ необходимо знать топографию меридианов, место расположения точек и время циркуляции энергии (ци). Необходимые условия для данной практики – это сила пальцев, скорость и точность воздействия.

Точек для поражения 108, из них 36 смертельных, воздействие на 8 из которых может убить моментально.

 

Каждый комплекс направлен на развитие определенного навыка, к каждой форме каждого комплекса имеется рифмованное правило, в котором разъясняется ее смысл. Таким образом прослеживается система, придерживаясь которой, ученик достигает определенного результата. А если ученику преподавалась упрощенная версия, он не мог совершенствоваться в полной мере, так как тонкости всей системы ему не были известны. Интересно, что сама семья Ян, включая всех ее представителей (мы берем только три поколения), демонстрировала высокие навыки владения тайцзицюань (это говорит о том, что они практиковали полную версию).

Становится понятным почему, часть известных учеников семьи Ян, после приезда в Пекин Чэнь Факэ (1928 г.) пошли к нему в ученики, такие как Гу Люсинь, Сюй Юйшэн, Шэнь Цзячжэнь, Ли Цзяньхуа и другие. А другая часть попыталась добавить недостающие звенья в упрощенной версии – из других стилей, так появились новые версии тайцзицюань; такие как версия Ван Ланьтина, Ли Жуйдуна, Ся Госюня, Го Чжушаня и т.д.

Кого и чему обучала семья Ян

Ян Лучань:

Ян Баньхоу - обучал "большому каркасу" (дацзя) и "малому каркасу" (сяоцзя).

Ян Цзяньхоу (его стиль называют "средний каркас" (чжунцзя)), - обучал "большому каркасу" (дацзя) и "старому каркасу" (лаоцзя), в котором главное требование - установиться в середине (чжундин).

Ян Шаохоу - обучал только "малому каркасу" (сяоцзя), однако сам демонстрировал "методы ударов по жизненно важным точкам" (дяньсюэфа) и "посленебесные методы" (хаутяньфа). Так как первым комплексам он не обучал, учеников у него было мало, всего шесть, из них самым известным был У Тунань.

Ян Чэнфу - обучал двум комплексам: "большому каркасу" (дацзя) и "длинному кулаку" (чанцюань). Комплекс "длинный кулак" (чанцюань) преподавался как продвинутый комплекс более высокого уровня и преподавался не всем, а только избранным ученикам. Вообще после переезда на юг, Ян Чэнфу лично не обучал, занятия вел кто-либо из его учеников, а сам Чэнфу сидел и наблюдал. Полностью им комплекс демонстрировался на юге только два раза. Многие высказывают сомнения относительно мастерства самого Ян Чэнфу и того чему он обучал, но достаточно прочесть «Воспоминания и опыт практики» его ученика Ли Ясюаня.

"Когда учитель Ян осуществлял выброс усилия, то в нем присутствовали расслабленность, погружение, мягкость и хлесткость, имелась проходящая насквозь сила. Он мог ударом осадить – обрушить каркас противника. Проходящая сквозь все внутри противника сила потрясала сердце и сотрясала душу, что приводило человека в полнейшую панику. При таком усилии (цзинь) в ударе неважно, насколько велика была сила у противника – все равно сопротивление было невозможно. Именно в этом и заключалась удивительность кулачного искусства учителя Яна. Я уж это и так и эдак обдумывал – ведь не зря он как специалист в тайцзицюань прославился"

Из всего вышеописанного можно сделать вывод – семья Ян до третьего поколения практиковала внутри семьи полную версию тайцзицюань, обучая всех остальных по упрощенной версии. В настоящее время тайцзицюань "внутренних покоев семьи Ян" обучают:

сын Сяо Гунчжо – Сяо Тесэн

ученик Чжай Инбо – Ли Чжэн.

Схема передачи тайцзицюань "внутренних покоев семьи Ян"

Hosted by uCoz