Сунь Лутан
(отрывок из книги "Тайцзицюань сюэ")

МЕТОДЫ ДА ШОУ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Первый чжан

Все формы предыдущей части книги посредством тренировки У Цзи, Тай Цзи, Инь Ян, У Син способствуют собиранию внутри Шэнь и Ци, переплавке и возникновению Единого. Это является структурой Тай Цзи. Эта же часть книги описывает, как посредством 8 положений охватить все способы У Син, производя кругообращение, распространить во вне Шэнь и Ци, трансмутировать и явить восьмерку. Это является реализацией Тай Цзи. Если есть структура, но нет реализации, то вред будет в отсутствии трансформации. Если есть реализация, но нет структуры, то вред в отсутствии основы. Поэтому структура и реализация должны идти параллельно, тогда получаем универсальность.

Собственные возможности познаются через тренировку структуры, возможности других - через парную тренировку Да Шоу. Если посвятить тренировкам структуры достаточно продолжительное время, то станет возможным достигнуть всем телом опустошенности (Сю Лин) и круговое обращение не будет иметь препятствий. Шэнь и Ци переплавятся в единое тело (И Ти). По достижении этого семя - Цзин Последующего Неба - Хоу Тянь самотрансформируется, а Ци Предвечного Неба - Сянь Тянь самоестественно оживает. Мы допускаем, что когда жизненные силы на исходе, то и страсти перестают беспокоить. Но занимаясь постоянно, возможно не только продлить года жизни, но и обрести телом Великую Пустоту (Тай Сюй).

Мудрые говорили: " Укреплять Чудесный Корень (Лин Гэнь) при спокойствии сердца - это путь самосовершенствования; пестовать Чудесный Корень при волнении сердца - это познавать воинские искусства. Если заниматься тренировкой рук с искренним прилежанием, то кисти и стопы могут стать подвижными и появиться состояние подвешенности. И тогда вес в 4 ляна станет великой тяжестью. Шэнь и Ци распространяются с возникновением 13 форм. По достижении этого сила Ли сама по себе исчезает. Непостижимое Дао самореализуется. Поэтому происходит трансформация системы "движение - покой". Механизм "действительный - мнимый", "пустой - наполненный" еще не запущен, но я уже могу предугадать. Если не знать ничего о других людях, то как же станет возможным, чтобы сокровенное проявилось в виде мысли? А в итоге невозможно избежать "чудесного действия". Что составляет его? А как раз известные способы: Да Шоу, Пен, Лю, Цзи, Ань и Цай, Лие, Чжоу, Као, - всего восемь. За основу ортодоксальных способов Да Шоу принимаются четыре: Пен, Лю, Цзи, Ань. Поэтому сначала продолжительное время отдают для их наработки. Следует искать сокровенное, не утрачивая и не обладая. Доискиваться перемен, не приближаясь и не отдаляясь. Упражняйтесь в этом, достигая все более высокого уровня. И если даже расстояние между ладонями 1 цунь, все равно вы сможете оценить величину Цзинь другого человека. И, взвесив положительные и отрицательные стороны ситуации, Вы не ошибетесь ни на волосок. При движении вперед или движении назад примите такое положение, которое необходимо. Затем четыре следующих метода: Цай, Лие, Чжоу, Као. Благодаря им, достигаем бесчисленного множества вариаций приемов. Эти четыре порождаются из трансформации Пен, Лю, Цзи, Ань. Отсюда приходим к пониманию, как из умения возникает мастерство. Как быть быстрым на изменения в зависимости от ситуации. Не хватит книги, чтобы описать это. Об этом, вероятно, невозможно сказать в двух словах.

Древние говорили: "Длинный путь начинается с близкого расстояния."

Поэтому сначала нужно уделить внимание четырем элементарным методам и заниматься каждым из этих исходных движений. Ведь они чаще всего используются занимающимся. На начальном этапе отрабатываются основные приемы Да Шоу. И если возыметь желание достичь тонкости мастерства, то обязательно отыщется талантливый наставник, который поправит Вас. И в дальнейшем продвижении Вы приобретете ощущение естественности (мастер, познавший это, уже не испытывает недостатка в учениках). Занимаясь изо дня в день, постоянно практикуя Да Шоу, не считая лун, станет возможным войти в состояние подвешенности (Луо Кун) и достичь основного принципа - "четыре ляна становятся великой тяжестью". Достигнув этого принципа, получаете возможность войти в согласие с такими системами как Синъицюань, Багуацюань. Войдя в согласие, три системы функционируют параллельно, обладая возможностью "теряя, не терять", "находя, не находить". Обучающийся должен хорошо уяснить это.

Второй чжан

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ДАШОУ

Существует четыре способа передвижения в Да Шоу:

  1. Цзинь Бу на месте - это как раз "Чжань Бу", т.е. "стоять";
  2. Дун Бу в движении - это как раз "Хуо Бу", т.е. "двигаться";
  3. Хэ Бу одноименный шаг - это когда совершается шаг с обоих сторон, когда А и В шагают одновременно либо левой, либо правой ногами;
  4. Шунь Бу параллельный шаг - А шагает правой ногой, В - левой; А - левой, В - правой.

В начале обучения Да Шоу за основу берется Цзинь Бу, а затем уже отрабатывается Шоу Фа. Потом, соответственно, Дун Бу, Хэ Бу, Шунь Бу. Движение и Покой могут быть использованы без скованности. Если после продолжительных занятий движения Дун, Цзи, Хэ, Шунь будут трансформироваться по мере необходимости параллельно с Шоу Фа, когда левая и правая стороны будут действовать свободно, формы легко меняться на правую и левую, то тогда тот человек, который это делает, будет совершать изменения абсолютно произвольно. Древние говорили: " Дао - везде, все, что ни есть,- истинно."

Третий чжан

ПОЯСНЕНИЯ К НАЧАЛУ ДАШОУ

А и В друг против друга совершают Хэ Бу.

А - рука сверху, В - снизу.

А и В стоят в положении У-Цзи.

Четвертый чжан

НАЧАЛО ДАШОУ (А)

А делает шаг прямо вперед левой ногой. Левая рука впереди. Ладонь поворачивается к груди. Правая ладонь задерживается у локтевого сустава левого предплечья. Правое запястье располагается примерно в 4-5 цунях от груди. Таким образом, слева образуется форма одной рыбы Инь Ян.

Пятый чжан

НАЧАЛО ДАШОУ (B)

В также сперва делает шаг левой ногой. Левая рука впереди. Ладонь смотрит на грудь. Правая ладонь задерживается у локтевого сгиба левого предплечья. Правое запястье располагается примерно в 4-5 цунях от груди. Таким образом, справа получается форма одной рыбы Инь Ян.

Шестой чжан

ПОЯСНЕНИЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ А и В в ДАШОУ

Оба, А и В, соприкасаются кистями и как будто образуется график Тай Цзи. Вот то, что представляет из себя эта форма. Движение - и тогда деление, Покой - и затем соединение. "Движение и Покой" именно и есть "И Цзинь". Начала Инь и Ян вступают во взаимодействие. А восемь триграмм удваиваются.

Седьмой чжан

ОБЪЯСНЕНИЯ В ЛЮ ШОУ

Сначала А, глядя в лицо В, вытягивает правую руку. В сразу же приостанавливает правую руку, наблюдая за правым запястьем А. Затем одновременно правой и левой руками огибает правое предплечье А от нижней части до верхней. И слегка приостанавливается у верхней части правого локтевого сгиба А. Обе руки единым духом И Ци совершают Лю по диагонали вправо. Положение обоих таково, что это как первое движение Тай Цзи, т.е. то, что является делением - Фэнь. Таково учение. Посмотрите на рисунок и все будет ясно.

Восьмой чжан

ОБЪЯСНЕНИЯ А ЦЗИ ШОУ

А сразу же вытягивает вперед правое предплечье. Кисть поворачивается вовнутрь до тех пор, пока ладонь не будет смотреть вовнутрь. Одновременно с вращением правой кисти единым духом поворачивается вовнутрь и левое запястье, к локтевому сгибу правого предплечья. Давление Цзи осуществляется по центру. Взгляд направлен прямо в глаза В. Оба используют И. Не следует применять грубые усилия. Теперь попробуйте повторить.

Девятый чжан

ОБЪЯСНЕНИЯ В ПЭН ШОУ

В сразу же, одновременно с давлением Цзи А, отступает назад всем корпусом, не теряя и не подхватывая. Носок передней ноги приподнимается. Цзинь тела падает вниз при тесном соприкосновении с телом А. Затем выполняется Ань.

Десятый чжан

ОБЪЯСНЕНИЯ В АНЬ ШОУ

Затем В сразу же, используя обе руки, единым духом И Ци выполняет Ань, упираясь в левое предплечье А. Левая кисть В находится на левой кисти А. Правая кисть на локтевом сгибе предплечья А. Обе кисти выполняют Ань единым духом И Ци. В Син И Цюань существует аналогичный прием: Ху Пу Цзы Жоу Цзинь (мягкий бросок тигра).

Одинадцатый чжан

ОБЪЯСНЕНИЯ А ЛЮ ШОУ

Когда А находится вплотную к В, корпус перемещается назад. Использовать левую кисть с тем, чтобы слегка приостановить левое запястье В, выполняющего Ань. Одновременно с левой кистью двигается правая с вращением от нижней части левого предплечья В до верхней части. Затем приостанавливается у верхней части локтевого сгиба левого предплечья. Обе руки единым духом И Ци выполняют Лю в левую сторону.

Двенадцатый чжан

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЦЗИ ШОУ

В сразу же выпрямляет левое предплечье, вращает запястье до тех пор, пока ладонь не будет смотреть вовнутрь. Затем немедленно, одновременно с вращением левого запястья, совершить правой ладонью давление Цзи на левое предплечье А с единым духом И Ци. Взгляд направлен в глаза А.

Тринадцатый чжан

ОБЪЯСНЕНИЯ А ПЭН ШОУ

А, в свою очередь, с давлением В, "не отпуская и не подхватывая", перемещает руки и корпус назад. Носок передней ноги приподнимается. К тому времени Цзинь всего тела В нейтрализуется. Затем - давление Ань.

Четырнадцатый чжан

ОБЪЯСНЕНИЯ А АНЬ ШОУ

Затем А совершает давление Ань на правое предплечье В. Правая ладонь А на правой кисти В. Левая ладонь давит на локоть правого предплечья В. Единым духом И Ци А обоими кистями совершает давление Ань вперед.

Пятнадцатый чжан

ОБЪЯСНЕНИЯ А ЛЮ ШОУ

В снова совершает Лю и Пэн, А - Цзи и Лю, согласно той последовательности, которая обозначена в предыдущих параграфах. Круг непрерывен. Совершается оборот и все начинается сначала. Весь цикл пронизан единым духом И Ци. Два человека напоминают изображение графика Тай Цзи. Движения аналогичны. Туда и обратно. Нельзя прерваться ни на секунду. А когда будет необходимость - отдохнуть.

Шестнадцатый чжан

МЕТОДЫ СМЕНЫ ФОРМ

Если необходимо сменить правую форму, то противники, находясь в правосторонних стойках с правой ступней впереди, действуют следующим образом: в момент выполнения В Лю А не применяет Цзи, а, используя свою правую кисть, быстро отводит назад правую руку В. Левая же кисть огибает правое предплечье поверх локтя. Теперь обе кисти находятся впереди в левосторонней позиции. Лю Фа аналогичен протаскиванию. В то время как правая кисть отводится назад, левая ступня ставится назад за правой. Таким образом, А встает в левостороннюю позицию.

В так же быстро шагает вперед правой ногой и совершает давление Цзи. Руки находятся в левосторонней позиции Цзи Фа (давление). Затем А снова совершает Лю Фа, Ань Фа. В опять выполняет Лю Фа из левосторонней позиции. Круговращение напоминает бесконечную форму.

Все это тоже является начальной ступенью обучения смены позиций в Да Шоу. По прошествии определенного времени смена левой и правой позиций будет происходить совершенно легко, без лишней задержки.

Семнадцатый чжан

СПОСОБЫ "ПОДВИЖНЫХ ШАГОВ" ДА ШОУ В ПАРЕ

После освоения Цзин Бу переходите к Хэ Бу и Шунь Бу. И когда они, эти формы, станут вполне естественны, результатом будет скоординированность движений Шоу Фа и Дин Бу Да Шоу. То есть, при выполнении шага вперед сначала двигается впереди стоящая нога, при шаге назад - задняя. Нет достаточно разработанной теории передвижений в Хэ Бу и Шунь Бу. Движение вперед и движение назад. Все вместе составляют три шага. Движение вперед и движение назад должны быть скоординированы с движениями Шоу Фа. Двигающийся вперед выполняет Ань и Цзи. Двигающийся назад - Пэн и Лю. Движения вперед и назад повторяются снова и снова. Это кругообращение непрерывно. В конечном счете, эти Шоу Фа и Бу Фа являются не только элементарной базой, но также, после продолжительного времени упорных тренировок, Шоу Фа и Бу Фа, движения вперед и назад будут происходить свободно, по мере необходимости и без лишней задержки.

Hosted by uCoz