Цзянь Гэ
опубликовано в журнале "Шаолинь юй тайцзи" N9/2002

Малый каркас тайцзицюань семьи Чэнь

перевод с китайского на английский(C) Ярек Шиманьский, 2002

www.ChinaFromInside.com

 

перевод на русский(C) С.Л.Березнюк, 2005

 


Тайцзицюань семьи Чэнь ведёт свою историю из деревни Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань. Этот стиль был создан Чэнь Вантином (представителем девятого поколения семьи Чэнь) в конце правления династии Мин - начале правления династии Цин на базе древнего боевого искусства, передаваемого из поколения в поколение внутри семьи. Чэнь Вантин усовершенствовал искусство и создал пять комплексов тайцзицюань, пять комплексов ударов (У тао чуй), тринадцать форм (шисань ши), а также пушечные удары (пао чуй)[1], комплексы с оружием (копьё, широкий меч, прямой меч, шест, жезл, хлыст и т.п.) и специальные уникальные методы толкающих рук (туйшоу) и приклеившихся копий (чжаньцян). Так было создано очень сложное боевое искусство. В процессе эволюции за последние триста лет из тайцзицюань семьи Чэнь выделились ветви семьи Ян, У Цзяньцюаня, У Юйсяна, семьи Сунь, деревни Чжаобао и другие.

Внутри тайцзицюань семьи Чэнь "малый каркас" (сяоцзя) является наиболее традиционным методом тренировки.

Введение в "малый каркас" тайцзицюань семьи Чэнь

Чэнь Цзымин - ученик Чэнь Синя - демонстрирует движения малого каркаса тайцзицюань семьи Чэнь.
(1932)
Удар, указывающий на промежность
(чжидан чуй)
Удар, одевающий тело
(пишэнь чуй)
или Удар, прикрывающий тело
(бишэнь чуй)

При занятиях тайцзицюань семьи Чэнь требуется уменьшать круги от больших к маленьким, а от малых кругов переходить к "отсутствию кругов" - высшей форме овладения искусством. Исторически в тайцзицюань семьи Чэнь не было разделения на "большой каркас" и "малый каркас", однако на практике, чтобы помочь ученику побыстрее овладеть основами стиля, учитель мог увеличить движения в комплексе, дабы ученик мог начинать с больших, внешних кругов. После некоторого периода занятий, когда ученик приучался двигаться в округлой манере, большие круги постепенно уменьшались до маленьких, внешние круги - до внутренних, формируя спиральное усилие обматывания шёлком (чаньсы цзинь), которое передавалось вдоль путей силы (цзинь лу) в корпус, руки и ноги; таким способом могла быть достигнута высшая степень мастерства - круги, незаметные снаружи. По мере развития тайцзицюань эти различные методы занятий стали называться "большой каркас" и "малый каркас" ("большие круги" и "малые круги"). Занимающиеся Большим каркасом стремятся к постепенному уменьшению кругов, в Малом каркасе круги поначалу увеличивают; процессы тренировки Большого каркаса и Малого каркаса весьма схожи, потому и говорят, что "Большой каркас не велик, Малый каркас не мал".
 

Распространение Большого каркаса тайцзицюань семьи Чэнь в мире началось благодаря тому, что представители последних поколений семьи Чэнь работали охранниками караванов или занимались бизнесом вне родовой деревни, в особенности после того, как Чэнь Факэ (представитель 17-го поколения семьи Чэнь) и Чэнь Чжаопэй (представитель 18-го поколения семьи Чэнь) были официально приглашены преподавать боевые искусства в Пекине и Нанкине - тогда Большой каркас начал распространяться среди простых смертных. Так как Малый каркас распространялся лишь среди принадлежавших к семье Чэнь, а требования к отношениям "учитель-ученик" были весьма строги, то он остается почти неизвестным. Сегодня представители Малого каркаса семьи Чэнь уже начали обучать стилю лиц, не принадлежащих к семье Чэнь, но так как это началось лишь недавно, то стиль не очень распространен.
 

Нынешние представители Малого каркаса тайцзицюань семьи Чэнь: Чэнь Кэчжун, Чэнь Босян (18-е поколение семьи Чэнь), Чэнь Лицин, Чэнь Лисянь, Чэнь Босянь (19-е поколение семьи Чэнь) и т.д.

Несмотря на преклонный возраст, Чэнь Лицин всё ещё активно преподаёт в Сиани
"Иллюстрированное разъяснение тайцзицюань семьи Чэнь" ("Чэньши тайцзицюань туцзе"), написанное Чэнь Синем (представитель 16-го поколения семьи Чэнь) и считающееся "Библией боевых искусств" (Улинь шэньдянь), описывает движения, практикуемые в системе "Малого каркаса". Собственное "Введение" ("Цзысюй") Чэнь Синя в "Иллюстрированное разъяснение..." гласит:

"Боюсь, что время уходит, и ждать более нельзя; также боюсь, что произойдёт разделение (боевого искусства) на стили и ветви, и истинное знание будет утеряно. Поэтому в свободное время я делал всё, чтобы объяснить и разъяснить секреты (искусства), описать их в деталях"

В книге нет ни одного упоминания о делении тайцзицюань семьи Чэнь на Большой каркас и Малый каркас. Это доказывает, что стиль, описанный в "Иллюстрированном разъяснении тайцзицюань семьи Чэнь", находится ближе всего к исходному искусству, созданному Чэнь Вантином.

 

Характеристики "малого каркаса" тайцзицюань семьи Чэнь

  1. Методы действий корпусом (шэнь фа): "Корпус не должен взлетать и произвольно перекашиваться, скорее низко чем высоко, двигаться на одном уровне". Во время выполнения комплексов тело не должно двигаться то низко то высоко, произвольно перекашиваться из стороны в сторону; намерение (и) должно погрузиться вниз, центр тяжести должен держаться низко и в основном на одном уровне (за исключением движений, подобных "Взмахнуть ногой и вытянуться вниз", "Золотой петух на одной ноге", "Дракон припадает к земле" и т.е.).

  2. Методы действий руками (шоу фа): "Руки не должны (беспечно) разворачиваться, между ними должно быть смыкающее усилие, ци пронизывает немного внутри от пальцев; поднимая руки вверх не пересекай уровня бровей, опускай руки вниз за счёт расслабления; при повороте внутрь (т.е когда руки идут перед корпусом) большой палец может идти до центральной линии, при движении наружу не вытягивай (руки) слишком далеко, свесь кончики локтей; не тяни их слишком далеко (тань), не своди их слишком близко (цзя), обвяжи рёбра, кожа на рёбрах и кожа на руках должны касаться друг друга (шу лэй сян мао фу сян ай)"[2]. Обе руки смыкаются (хэ) (т.е. поворачиваются друг к другу), они должны не напрямую противостоять друг другу, а скорее под некоторым углом - это называют "Четыре Шесть, Инь и Ян"; ладонь имеет форму черепицы, большой палец и мизинец имеют смыкающее усилие (хэ, т.е. усилие по направлению друг к другу), намерение (и) - в большом, указательном и среднем пальцах; средняя линия тела является границей движения для каждой из рук, каждая рука контролирует свою половину тела; при движении рук вверх они не должны подниматься выше уровня бровей, при движении вниз нужно сосредотачиваться на расслаблении; когда рука идёт наружу, не надо вытягивать её слишком далеко (тань); когда рука возвращается, не надо подводить её слижком близко к телу, нужно оставить немного свободного места - в точности как указано в тексте.

  3. Методы перемещений (бу фа): "Никогда не помещай стопы в виде иероглифов Ба (имеет форму перевёрнутой латинской буквы V - т.е. носки не должны разводиться наружу) и Дин (имеет форму латинской буквы T - т.е. стопы не должны быть перпендикулярны друг другу), всегда помни о необходимости сближать носки (т.е. сводить носки по направлению друг к другу); вес тела смещён на внутренние края стоп, большой и указательный пальцы направляют (стопу); поворачивайся на пятках, большой шаг - на длину ноги, малый шаг - на длину стопы". Из-за требования "раскрыть бёдра и округлить промежность" стопы должны держаться параллельно друг другу, никогда не разводя носки наружу (в форме букв V или T), иначе будет невозможно согнуться в тазобедренных суставах и промежность потеряет свою кривизну (она приобретёт форму буквы V - т.н. "заострённая промежность" - и, следовательно, требование "округлить промежность" выполнено не будет); при движении от бедра вниз используя "обратное обматывание" (ни чань) вектор силы должен попадать во внутренний край стопы, в большой и указательный пальцы; при шаге не следует тянуться слишком далеко (тань) - нужно мочь свободно наступать вперёд и отступать назад, при большом шаге расстояние между стопами не должно превышать длины ноги, при малом шаге оно не должно быть меньше длины стопы.

Чэнь Синь (1849-1929) ученик Чэнь Чжуншэня и автор знаменитого "Иллюстрированного разъяснения тайцзицюань семьи Чэнь"

  1. "Продвигайся вперёд, а не отступай, (двигай) низ (тела) раньше, чем верх". Центр тяжести должен двигаться скорее вперёд, чем назад; при смещении веса нижняя часть тела движется раньше верхней [3].

  2. Методы взгляда (янь фа): "Дух (шэнь) сопутствует передней руке, голова не должна раскачиваться". Намерение (шэнь и) должно быть в передней руке, однако глаза не должны фиксироваться на передней руке, голова не должна раскачиваться следуя движениям рук.

  3. Методы усилия (цзинь фа): "Промежность должна быть открыта и округлена, нельзя скручиваться (ню) или горизонтально раскачиваться влево и вправо (шуань)". Низ должен быть расслаблен и расправлен в стороны, чтобы "раскрыть" бёдра (словно пытаясь удержать большой мяч между ногами), нужно согнуться в тазобедренных суставах, раскрывшись (кай) сзади и сомкнувшись (хэ) спереди, чтобы промежность округлилась; промежность играет роль оси для ног и поясницы, при поворотах передаёт "усилие обматывания шёлком" (чаньсы цзинь), также называемое "спиральным усилием" (лосюань цзинь), которое "обматывает", стартуя от пальцев ног вдоль голеней и бёдер к точке хуэй-инь, далее от тела (точка мин-мэнь) по плечевым суставам, плечам, лучевой кости, локтевой кости к кончикам пальцев рук; когда смещаются инь и ян (т.е. вес тела переносится с одной ноги на другую), то бёдра смещаются назад по небольшой дуге; бёдра подобны поддону, нельзя их скручивать или смещать горизонтально влево и вправо (по прямой); бёдра должны двигаться по линии вида "∞" и сила не должна прерываться, обматывание должно происходить по линии вида "~" (бэй сы коу); сила должна быть полной, не иссякая и не убывая. [4]

  4. Много вертикальных кругов, мало горизонтальных кругов. Причина движения вдоль вертикальных кругов - передача усилия (зарождающегося в стопах) снизу вверх, при этом будучи расслабленным (сун), осевшим (чэнь) и смещающим (вес) по кругу (юаньчжуань). Кроме того, при движении вдоль вертикальных кругов гораздо легче сохранять равновесие. Вот почему в Малом каркасе в движениях используются в основном вертикальные или почти вертикальные круги.

  5. Много полных кругов, мало дуг. Причина для использования полных кругов - стремление сделать пути силы (цзинь лу) полными, убрать ненужные, повторяющиеся "накопления усилия" (сюй цзинь), получить непрерывные нейтрализации (хуа) и удары (да) и проводить атаки на скорости. [5]

Прослеживание истоков Малого каркаса тайцзицюань семьи Чэнь

Чэнь Пэйшань, второй сын Чэнь Лисяня, живёт в Японии и преподаёт Сяоцзя за пределами Китая
До Чэнь Юбэня - представителя 14-го поколения семьи Чэнь и 6-го поколения мастеров тайцзицюань семьи Чэнь - передавался лишь один метод практики тайцзицюань, не было деления на Большой и Малый каркас. Чэнь Юбэнь является ключевой фигурой, сыгравшей эпохальную роль в разделении тайцзицюань семьи Чэнь на Большой каркас и Малый каркас.

Согласно записям в "Генеалогии семьи Чэнь" (Чэнь ши цзя чэн), Чэнь Гунчжао - отец Чэнь Юбэня - "перенял чистое и точное мастерство (тайцзицюань), и обучил многих учеников глубокому пониманию (тайцзицюань)" (в Чэньцзягоу бытует история о том, как Чэнь Гунчжао состязался в силе со взбесившимся быком); Чэнь Юбэнь и Чэнь Юхэн - его единоутробный брат - "оба были сяншэнами (учениками местной конфуцианской школы) и изучали тайцзицюань, особенно Юбэнь, получивший "жемчужину дракона" (т.е. передачу тайцзицюань) и обучивший детей и племянников искусству (тайцзицюань), поведения он всегда был скромного, как если бы (все остальные) превосходили его (по мастерству), в то время большинство искусных в тайцзицюань людей были его учениками... Ученики (Чэнь) Юбэня: Чэнь Цинпин, Чэнь Юлунь, Чэнь Фэнчжан, Чэнь Саньдэ, Чэнь Тиндун имел определённые достижения, Чэнь Гэнъюнь также называл (Чэнь Юбэня) учителем. (Чэнь) Цинпин передал (тайцзицюань) Хэ Чжаоюаню, Чжан Каю, Чжан Гаошаню из Чжаобао. (Чэнь) Юлунь передал (тайцзицюань) Ли Цзинъяню, Чжан Дахуну".

Из этой цитаты видно, что как Чэнь Гунчжао, так и его сын Чэнь Юбэнь были мастерами боевых искусств высокой квалификации, и имели много знаменитых учеников; Чэнь Юбэнь несомненно получил истинную передачу тайцзицюань от своего отца. Более того, Малый каркас уже существовал до Чэнь Юбэня.

Чэнь Чжуншэнь (1809-1891) стал знаменит в результате боёв против тайпинов в XIX веке
В Малом каркасе сочетаются жёсткость и мягкость; в Первом комплексе (И лу) больше мягкости и меньше жёсткости, во Втором комплексе (Эр лу) больше жёсткости и меньше мягкости. Так как в Малом каркасе есть весьма целостная теоретическая система и прямой, пошаговый метод практики, то люди в Чэньцзягоу превозносили его как "Каркас мастерства" (гунфу цзя) или "Специальный каркас" (каньцзя цюань; каньцзя в буквальном переводе означает "присматривать по хозяйству"). Вовсе не было того, что, как утверждается в некоторых книгах, "Чэнь Юбэнь, представитель 14 поколения семьи Чэнь, внёс изменения в исходные комплексы, постепенно отбросив некоторые наиболее сложные и энергичные действия, и создал Новый каркас (Синь цзя), также называемый Малым каркасом, столь же распространившийся, как и Старый каркас (Лао цзя)" [6].

Так как Чэнь Чансин круглый год был вдали от дома, эскортируя караваны, Чэнь Гэнъюнь (сын Чэнь Чансина, представитель 15-го поколения семьи Чэнь), чтобы работать вместе с отцом, попросил своего дядю Чэнь Юбэня обучить его. Чтобы помочь Чэнь Гэнъюню достичь мастерства за кратчайшее время, Чэнь Юбэнь, сохранив суть Головного комплекса (из) тринадцати форм (Тоу тао шисань ши), уделил больше внимания "взрывному выбросу силы" (бао фа ли), расширил движения, и обучил Чэнь Гэнъюня всего за год. Чэнь Юбэнь и Чэнь Гэнъюнь в ходе дискуссий и тщательного изучения выработали новый тип каркаса; с той поры, чтобы отличать его от Головного комплекса (из) тринадцати форм (Тоу тао шисань ши), люди стали называть их "Малыми кругами" и "Большими кругами". Чэнь Гэнъюнь передал свой каркас членам своей семьи; также он был преподан Чэнь Факэ - его внуку - который в 1928 году был приглашён для преподавания боевых искусств в Пекин и сделал этот каркас известным публике. Последующие поколения стали называть этот каркас "Большим каркасом" (Да цзя), в то время как традиционную систему - "Малым каркасом" (Сяо цзя).

Споры относительно "Иллюстрированного разъяснения тайцзицюань семьи Чэнь"

Почему в "Иллюстрированном разъяснении" [7] описано 64 формы, а не 74? Это из-за того, что Чэнь Синь, пока писал "Иллюстрированое разъяснение", "избегал тривиального и задерживался на важном", выбирая только существенные формы и описывая их, так что в книге зафиксирован отнюдь не полный комплекс. К примеру, не зафиксированы Исходное положение (Юйбэй ши), Заключительная форма (Шоу ши) и ряд связок или переходных движений. Хотя некоторые из них и описаны, но они не перечислены как отдельные формы (В "И Цзин" содержится 64 гексаграммы, так что возможно, что число форм в книге Чэнь Синя было выбрано под влиянием числа гексаграмм "И Цзин").

Почему книга столь неясна и трудна для понимания? Это потому, что "Иллюстрированое разъяснение" не является учебником для начинающих. Она предназначена для тех занимающихся, кто уже достиг определённого уровня мастерства и понимания теории, и хочет повысить свою квалификацию. Кроме того, нужно учесть особый способ, которым писались классические тексты, отсутствие абзацев и знаков препинания, использование в некоторых местах местных диалектных слов и слэнга - всё это текст очень трудным для понимания начинающим или человеком, не обладающим хотя бы основами знаний классического китайского языка. Далее, так как значения некоторых иероглифов в "Иллюстрированном разъяснении" отличаются от их значений в современном китайском языке, в процессе изучения необходимо привлекать на помощь практический опыт, чтобы понять суть книги.

Некоторые существенные места просто пропущены. К примеру, в некоторых местах книги описана лишь цель практики, но не указаны метод и процесс, с помощью которого можно достичь этой цели. Возможно, это вызвано консервативными традициями времени Чэнь Синя, влиянием традиционной идеи "давания лекарства но не объяснения, но не объяснения того, как оно приготовлено"; возможно ограничением на слова для передачи мыслей - некоторые вещи, которые могут быть переданы только благодаря непосредственному обучению, не должны объясняться в книге.

В конце "Иллюстрированного разъяснения тайцзицюань семьи Чэнь" (обубликованного в 1931 году) находятся "Записанные Ду Юйваном рифмованые правила, полученные Цзян Фа от его учителя из Шаньси" Ду Юаньхуа; эти "Рифмованые правила" (гэцзюэ) стали важным аргументом для утверждения, что "Ван Цзунъюэ обучил Цзян Фа, Цзян Фа обучил Чэнь Чансина или Чэнь Цинпина" и вывода о том, что Чэнь Синь фактически признал, что тайцзицюань семьи Чэнь получено от Цзян Фа. Однако вне зависимости от того, являются ли "Рифмованые правила" настоящими или поддельными, и насколько тёмен их смысл, достаточно заметить, что в приложении есть фраза "Проверил и исправил Ду Юаньхуа (Юйван) из Циньяна" (в "Списке редакторов, проверивших и исправивших "Иллюстрированное разъяснение тайцзицюань семьи Чэнь""). Отсюда видно, что "Рифмованые правила" были добавлены Ду Юаньхуа много лет спустя после смерти Чэнь Синя. Это действие Ду - который использовал чью-нибудь ещё работу для обоснования своих идей - не должно быть принято и на самом деле ведёт к заблуждениям. Цзян Фа и Чэнь Чансин жили в одну и ту же эпоху - в XVII веке; Ван Цзунъюэ (его биография может быть найдена во введении к "Трактату о копье Инь Фу" Ван Цзунъюэ, автор введения неизвестен [8]) и Чэнь Гунчжао также жили в одну и ту же эпоху - в XVIII веке; Цзян Фа жил сто лет спустя после Ван Цзунъюэ, так что утверждение о том, что "Ван Цзунъюэ обучил Цзян Фа" очевидно является ошибкой, "Цзян Фа обучил Чэнь Чансина или Чэнь Цинпина" тем более не обосновывается никакими фактами.

Примечание от автора (Цзянь Гэ)

Эта статья была написана под чутким руководством госпожи Чэнь Пэйцзюй.

Чэнь Пэйцзюй является представителем 20 поколения семьи Чэнь и 12 поколения тайцзицюань семьи Чэнь. С детства она изучало семейное искусство у Чэнь Лисяня (её отца) и Чэнь Лицин (её тёти). Она закончила Факультет ушу Пекинского института физкультуры, и сейчас работает в Отделе ушу Администрации провинции Хэнань. Она является первым из занимающихся тайцзицюань в семье Чэнь, кто получил высшее образование в области боевых искусств. Чэнь Пэйцзюй три года подряд была чемпионкой по тайцзицюань семьи Чэнь на Всекитайских чемпионатах по тайцзицюань и тайцзицзянь.


Примечания от переводчика с китайского (Ярослав Шиманьский)

[1] Вопрос о числе комплексов, практикуемых в системе Малого каркаса, не очень ясен. Госпожа Чэнь Пэйцзюй говорила, что до того, как Чэнь Вантин создал тайцзицюань, в семье Чэнь практиковали Методы боя на длинной дистанции в 108 формах (Ибайлинба ши чанцюань), принесённые из провинции Шаньси. Чэнь Вантин создал пять комплексов Тайцзицюань. Сегодня в основном практикуют Первый комплекс и Второй комплекс. Это является "официальной" версией, которую можно встретить в книгах по Малому каркасу (включая недавно опубликованные книгу Чэнь Лицина - знаменитого эксперта по тайцзицюань семьи Чэнь, проживающего в Сиани, и книгу Фань Чуньлэя - ученика ученика Чэнь Лицина из Ханчжоу). Однако другие источники - включая статьи в китайских журналах по боевым искусствам - отмечают, что помимо Илу и Эрлу в системе Малого каркаса также сохранились и другие комплексы тайцзицюань. Я имел возможность побеседовать с учениками Чэнь Босяна (ученик Чэнь Кэчжуна) из Пиндиншаня и господином Ши Лэем (ученик Чэнь Кэди) из Кайфэна, и все они потверждали, что прочие комплексы также присутствуют в Малом каркасе.

[2] Данные слова, как и прочие цитаты в этой части статьи, взяты из работы "Самое важное в практике тайцзицюань" (Тайцзицюань ляньси гайяо), написанной Чэнь Босянем (ученик Чэнь Кэчжуна). Фраза "обвяжи рёбра, кожа на рёбрах и кожа на руках должны касаться друг друга (шу лэй сян мао фу сян ай)" означает, что когда рука идёт к телу, то предплечье должно помещаться так близко к рёбрам, что между кожей на руке и кожей на теле возникает ощущение контакта. Но в то же время рука не должна подходить к телу слишком близко (цзя). Как объясняла госпожа Чэнь Пэйцзюй, "во время движений руки не должны покидать рёбер; локти должны двигаться близко к телу; правая рука движется справа от центральной линии тела, левая рука - слева".

[3] Как объясняла госпожа Чэнь Пэйцзюй, "Малый каркас практически никогда не возвращает усилие обратно (хуэй цзинь) в отличие от Большого каркаса (где в движении направление меняется на противоположное пару раз, прежде чем происходит переход к следующей форме); в Малом каркасе конец одного движения в то же время является началом следующего; конец "взрыва" (бао фа) предшествующего движения в то же время является "накоплением усилия" (сюй цзинь) для последующего; в этом одна из основных трудностей изучения Малого каркаса".

[4] Как объясняла госпожа Чэнь Пэйцзюй, "В Малом каркасе центр тела двигают по кривым - не должно быть горизонтальных прямых линий, раскачивающихся движений. Идея "раскрыться сзади и сомкнуться спереди" (хоу кай цянь хэ) также очень важна, всё тело должно "раскрыться сзади и сомкнуться спереди". К примеру, если встать в позицию всадника (мабу) с руками перед корпусом в положении обхватывания, то вертикально - от макушки до пяток - тело должно образовывать вертикальную сферу; горизонтально - в промежности, пояснице и груди - также присутствует вертикальная сфера; рассматриваемое как единое целое тело образует трёхмерную сферу. На самом деле все суставы, все ключевые соединения, участвующие в передаче усилия снизу вверх, являются маленькими сферами. Когда промежность раскрыта, то формируется круговое вспомогательное усилие, т.н. "усилие промежности" (дан цзинь). Поясница находится над промежностью - она отвечает за изменение направления этого усилия, вот почему мы говорим, что "поясница является главнейшим правителем" (и яо вэй чжучжай). Во всех боевых искусствах сила идёт снизу и передаётся вверх, и посредством поясницы перераспределяется в спину, плечи, локти, кисти, которые являются точками где сила действует. Величина силы изменяется в ногах, направление силы - в пояснице, точки где сила действует - в различных частях тела".

[5] Здесь госпожа Чэнь Пэйцзюй пояснила, что исполнение полного комплекса Малого каркаса от начала до конца должно создавать впечатление катящегося вперёд мяча (гунь цю). Хотя имеются движения, направленные в обратную сторону, сгибания и накладывания (чжэ дье), но это всё лишь внешняя форма - внутреннее усилие (нэй цзинь) всё время обвивает. Нельзя накладывать (повторять) движения по несколько раз до завершения формы. В этом основное внешнее различие между Малым каркасом и Большим каркасом - Малый каркас непрерывно "катится" вперёд, в то время как Большой каркас повторяет некоторые круги по несколько раз перед тем, как перейти к следующему движению.

[6] Это утверждение происходит из записок Тан Хао. Тан Хао был взят в Чэньцзягоу в январе 1932 года Чэнь Цзымином, учеником Чэнь Синя. Именно Тан Хао опубликовал итоги этих исследований в книге Чэнь Цзымина "Искусство тайцзицюань семьи Чэнь, передаваемое из поколения в поколение" (Чэньши шичуань тайцзицюань шу), изданной в 1932 году, и - не говоря уж об упомянутом утверждении - использовал термины "Старый каркас" (Лао цзя) и "Новый каркас" (Синь цзя). Госпожа Чэнь Пэйцзюй говорит что "занимающиеся Малым каркасом потверждают идею о существовании деления стиля семьи Чэнь на два каркаса - Большой и Малый, но отвергают деление на Старый каркас (Лао цзя) и "Новый каркас" (Синь цзя). Чэнь Юй - внук Чэнь Чжаокуя - также против подобного деления стиля". С другой стороны, не только Тан Хао, но и Чэнь Цзымин также использовал термины "Старый каркас" и "Новый каркас" в своей книге.

Утверждение, что Малый каркас был создан путём "постепенного отбрасывания некоторых сложных и энергичных действий" должно быть персмотрено в свете наличия в комплексе Малого каркаса некоторых весьма сложных движений, включая наиболее характерную форму "Два удара пятками" (Шуан дэн гэнь), отсутствующую в комплексах Большого каркаса.

[7] Отрывки из работы Чэнь Синя "Иллюстрированное разъяснение тайцзицюань семьи Чэнь" можно найти здесь.

[8] На самом деле "Введение к трактату о копье Инь Фу" упоминает только "господина Вана из Шаньси" (Шаньси Ван сяньшэн). Тан Хао приобрёл старый манускрипт в Бэйпине (нынешний Пекин) в 1930. Он включал в себя упомянутый "Трактат о копье Инь Фу" и трактат по тайцзицюань (позднее оказавшийся принадлежащим к традиции стиля семьи Ян). Тан - используя неубедительные аргументы - вывел заключение, что автор трактата о копье - "господин Ван из Шаньси" - это Ван Цзунъюэ, а "Введение к трактату о копье Инь Фу" описывает жизнь Ван Цзунъюэ. Таким образом Тан Хао поместил Ван Цзунъюэ в конец XVIII века. Однако многие исследователи (включая известного У Вэньханя) не согласны с выводами Тан Хао.


Прочие примечания от переводчика с китайского

1.Краткая схема передачи Малого каркаса тайцзицюань семьи Чэнь:

Чэнь Вантин (1-е поколение тайцзицюань семьи Чэнь) ў Чэнь Солэ (2-е) ў Чэнь Чжэнжу (3-е) ў Чэнь Цзе (4-е) ў Чэнь Гунчжао (5-е) ў Чэнь Юбэнь (6-е) ў Чэнь Юлунь, Чэнь Цинпин, Чэнь Чжуншэнь, Чэнь Цзишэнь (все - 7-е)

Чэнь Юлунь (7-е) ў Ли Цзинъянь ("Каркас внезапного грома" - Хулэй цзя)

Чэнь Цинпин (7-е, 1795-1868) ў Хэ Чжаоюань (тайцзицюань деревни Чжаобао), У Юйсян (тайцзицюань У Юйсяна)

Чэнь Чжуншэнь (7-е, 1809-1891) ў Чэнь Синь (8-е, 1849-1929) ў Чэнь Чуньюань, Чэнь Цзымин (все - 9-е)

Чэнь Чуньюань (9-е) ў Чэнь Хунле, Чэнь Кэди, Чэнь Кэчжун (все - 10-е)

Чэнь Хунле (10-е) ў Чэнь Лицин (11-е, 1919- ), Чэнь Лисянь (11-е, 1922-1983)

Чэнь Кэчжун (10-е, 1908-1960) ў Чэнь Босян, Чэнь Босянь (все - 11-е)

Чэнь Кэди (10-е) ў Ши Лэй

Чэнь Лисянь (11-е, 1922-1983) ў Чэнь Пэйлинь, Чэнь Пэйшань, Чэнь Пэйцзюй (все - 12-е)

 

2.В исторической части статьи рассказывается, что Чэнь Юбэнь изменил исходный тайцзицюань семьи Чэнь и обучил новой версии Чэнь Гэнъюня - сына Чэнь Чансина - чтобы улучшить его мастерство перед тем, как Гэнъюнь покинет деревню и уйдёт работать охранником караванов. Эту модифицированную версию позднее стали называть Большим каркасом (Да цзя), чтобы отличать его от исходного стиля семьи Чэнь, который стали называть Малым каркасом (Сяо цзя). Если это так, то Чэнь Чансин также занимался Малым каркасом, и, вероятно, именно этот стиль изучил у него Ян Лучань.

 

3.Чэнь Цзымин в своей книге "Искусство тайцзицюань семьи Чэнь, передаваемое из поколения в поколение", опубликованной в 1932 году, в краткой биографии Чэнь Цинпина пишет: "Чэнь Цинпин учился у Чэнь Юбэня и Чжан Яня...". Так как Чжан Янь считается представителем 6-го поколения тайцзицюань деревни Чжаобао, то получается, что тайцзицюань занимались в Чжаобао до того, как там начал преподавать Чэнь Цинпин. Другие записи (утверждающие, что Жэнь Чанчунь - учитель Ду Юаньхуа - был учеником Чэнь Чжуншэня, который в свою очередь был учеником Чэнь Юбэня) также потверждают очень тесные взаимосвязи между Малым каркасом тайцзицюань семьи Чэнь и тайцзицюань деревни Чжаобао.

Существует также расхождение между Чэнь Синем и Чэнь Цзымином, касающееся Ли Цзинъяня, создавшего "Каркас внезапного грома" (Хулэй цзя). Чэнь Синь пишет, что Ли Цзинъянь учился у Чэнь Юлуня и Чэнь Чжуншэня, в то время как по Чэнь Цзымину учителем Ли Цзинъяня является Чэнь Цинпин. Оба сходятся в том, что Ли Цзинъянь сначала учился в Чэньцзягоу, а потом - в Чжаобао у Чэнь Цинпина.

 

4.Очень интересную главу, касающуюся истории тайцзицюань семьи Чэнь, можно найти в книге У Вэньханя "Полная книга по сущности и применению тайцзицюань У (Юйсяна)". Существует два официальных (т.е. правительственных) документа, касающихся обороны уезда Хуайцин (в котором расположена деревня Чэньцзягоу) от повстанческой армии тайпинов в 1853 году. Один из них - это "Проверяемые записи об атаке армией тайпинов уезда Хуайцин" (Тайпин цзюнь гун Хуайцин фу шилу), их написал Тянь Гуйлинь, отвечавший за "оборону западного города" в Хуайцине. Второй - "Ежедневные записи об обороне Хуайцина" (Шоу Хуай жичжи), написанные Е Чжицзи (преподаватель правительственной школы в Хуайцине). Ни Тянь, ни Е не занимались тайцзицюань, оба были правительственными чиновниками, и потому их наблюдения могут считаться объективным описанием событий того времени.

Согласно документам, когда армия тайпинов пересекла Хуанхэ и атаковала уезд Хуайцин, местная милиция была разгромлена и рассеяна, в то время как правительственные войска бежали. Из всех деревень сопротивлялась только Чэньцзягоу. В "Проверяемых записях" от 29 числа 5 месяца Тянь Гуйлинь записал:

Главарь разбойников (т.е. повстанцев-тайпинов), называемый "Большеголовый баран" (Датоу ян), вторгся в Чэньцзягоу. Этот разбойник был чрезвычайно храбр и силён, он был способен нести в руках две большие пушки, и он без промедления атаковал город. Битва, уничтожившая весь город, проходила под командованием этого разбойника. К счастью Чэнь Чжуншэнь и Чэн Цзишэнь - два брата из Чэньцзягоу - были очень искусны в технике боя копьями и длинными шестами, они использовали длинные шесты чтобы столкнуть Большеголового барана с лошади, а затем отрубили ему голову... Бандиты чрезвычайно разозлились, и всей массой отправились в Чжаобао Цзе... сжигая всё, затем в Хэнэй и в деревни вокруг Баофэна, не было солдат чтобы защитить (эти места), к счастью Чэнь Чжуншэнь и другие смогли спастись.

Согласно документам, только обитатели Чэньцзягоу принимали активное участие в боях против тайпинов. Отсюда может следовать, что в других деревнях было гораздо меньше занимавшихся боевыми искусствами, чем в Чэньцзягоу. Те, кто принимал участие в боях, в основном были учениками Чэнь Юбэня и Чэнь Чжуншэня, как и милиция (сянъюн) из Чэньцзягоу; лишь немногие из учеников Чэнь Чансина участвовали в сражениях. Это неявно говорит о том, что ветвь Чэнь Юбэня была более популярна, чем ветвь Чэнь Чансина.

 

5.Госпожа Чэнь Пэйцзюй рассказала, что в Чэньцзягоу не было ограничений вида "обучать искусству только мужчин и не обучать женщин"; не было традиции выбирать "хранителя школы" (чжанмэньжэнь) и традиции передачи искусства полностью от учителя только одному ученику (дань чуань). Однако обучающиеся делились на "учеников внутренних покоев" и "учеников внешних покоев", на тех кто начал учиться раньше и тех, кто начал позже и т.п. Искусство тайцзицюань высоко ценилось, обучающиеся должны были следовать строгим правилам и определённым ограничениям.

 

6.Некоторое время назад планировалось выпустить VCD по Малому каркасу тайцзицюань семьи Чэнь с госпожой Чэнь Пэйцзюй. Однако похоже, что этого так и не будет, так как члены семьи не дали своего согласия. Интересно, почему? Если учесть, что VCD с Фань Чуньлэем (ученик ученика Чэнь Лицина), а также Чэнь Босяном и его учеником Чэнь Жуйхуа уже неофициально ходят по Китаю, а видеоленты с Чэнь Пэйшанем продаются за границей как на японском, так и на английском языках...

 

7.Книги по Малому каркасу тайцзицюань семьи Чэнь (все на китайском):

 

Я хотел бы выразить глубокую признательность госпоже Чэнь Пэйцзюй за ответы на все мои вопросы, касающиеся статьи, и предоставление многих интересных деталей относительно теории и практики Малого каркаса тайцзицюань семьи Чэнь. Я бы также хотел поблагодарить Dietmar Stubenbaum (Die Pagode) за его помощь в установлении контакта с госпожой Чэнь и за то, что он поделился своими взглядами относительно этой редкой ветви тайцзицюань семьи Чэнь.


Оригинал статьи со ВСЕМИ фотографиями находится на http://www.chinafrominside.com/ma/taiji/xiaojia.html

Hosted by uCoz