Чэнь Гу'ань
(отрывок из книги "Синьцзя уши тайцзицюань")

Разъяснения к трактатам о тайцзицюань

перевод на русский - Е.Турышев

4.Методы Цзинь Тайцзицюань

История Ушу в нашей стране очень долгая, направлений крайне много, стили различаются. Однако, резюмируя, их можно разделить на две семьи, первая называется "внешние", вторая - "внутренние". Методы упражнений (ляньфа), способы применения (юнфа), требования к положениям тела (шэнь фа), а равно и другие стороны стилей этих двух направлений имеют очевидные отличия. Обычно говорят, что движения "внешних" стилей сравнительно жёсткие и быстрые, а движения тайцзицюань сравнительно мягкие и медленные, то и другое имеет свои достоинства.

При выполнении форм тайцзицюань требуется мягкость и медленность, причина этого - утончение, утончение приводит к сосредоточению духа (цзиншэнь) в пустом и полном, движении и покое, только тогда возможно исходить из того, что желает сердце (синь). Тайцзицюань в применении требует твёрдости, но не застоя, мягкости, но не рассеянности, твёрдое и мягкое взаимно поддерживаются, интеллект реализуется вдвойне, из покоя создаётся движение, мягкостью преодолевают твёрдость, опираясь на объективную необходимость, проявляют субъективную активность, достигаю ситуации преследования противника, и он становится объектом моего давления (целью моих действий). Необходимо начинать с медленного и мягкого, только тогда можно постепенно овладеть этим. "Нэйцзяцюань" не высоко ценит развитие силы (ли), но использует то, что называется "цзинь".

Причина этого в следующем:

Поэтому, упражняясь в тайцзицюань, нужно чтобы положение тела и состояние ума (синь) соответствовали друг другу, всё тело работало подобно инь и ян тайцзи, совершенно не имеет недостатков, этого можно также добиться, только начав с мягкого и медленного.

В связи с этим, когда выполняются формы (цзоу цзя) тайцзицюань, и формируется специфическая знаменитая "медленно-мягкая" манера, отличающаяся от жёстких и быстрых движений стилей "внешнего" направления.

В сущности, хотя во внешних формах внешних стилей и ценится "твёрдое-быстрое", однако не совсем верно, что превозносят силу и не ратуют за развитие цзинь. Некоторые, довольно глубоко эрудированные, ушуисты всё же стоят за развитие цзинь. Во внешних стилях силу (ли) делят на прямую (чжили), поперечную (хэнли), пустую (сюйли), полную (шили). Так называемая прямая сила - явная, поперечная сила - скрытная, пустая сила - твёрдая, полная сила - мягкая. Ли прямая и пустая - истинная ли, ли поперечная и полная становится цзинь. Седи видов цзинь различают создающую (начальную) цзинь (чуанцзинь), эффективную (результирующую) цзинь (гунцзинь), обрушивающуюся цзинь (бэнцзинь), прилипающую цзинь (тецзинь) и другие. Среди этих видов цзинь, создающая - слишком прямая, трудно поднять и опустить; эффективная - слишком шаблонная (мёртвая), трудно изменить; обрушивающаяся - слишком торопливая, трудно сложиться (повернуть обратно). Это всё из-за того, что мощная цзинь обнаруживает форму и не слишком подвижна. Поэтому, достигшие высокого уровня искусства более высоко ценят ловкую-прилипающую цзинь, поскольку она подвижна и проворна, её форма не видна. Тело побуждает руку, рука достигает выпуска цзинь с быстротой молнии, только выпустишь и сразу возвращаешь, ци собирается, шэнь (дух) концентрируется; не тратится ни капли силы. Это высшее гунфу внешних стилей, в сравнении с цзинь тайцзицюань, это тот же результат, достигнутый другим методом.

В методах цзинь тайцзицюань ценится ловкая (цяо) цзинь, и не ценится грубая сила (чжоли), неизменно проводятся исходные принципы:

В этих посылках обобщены 8 цзинь (пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као) и пять видов шагов (влево, вправо, наступать, отступать, устанавливаться), в итоге 13 форм, из которых также происходит некоторое число методов цзинь.

Пэнцзинь

Это один из самых важных методов цзинь, если, контактируя с противником, не иметь пэнцзинь, то легко провалиться (промяться) под давлением противника, трудно противодействовать противнику, поэтому, только имея хорошую пэнцзинь можно успешно защищаться. Хотя в пэнцзинь и применяются руки, управляется всё поясницей и пронизано движением ци и воли (и). То о чём говорится: "сердце чувствует; воля непременно достигает движений; движение - порождает ян, покой - порождает инь; пустое, полное, твёрдое, мягкое; наступаешь вперёд, отступаешь назад; руки циркулируют отражая и подпирая; сила (ли) должна быть лёгкой, подвижной, округлой, живой; рычаги вращаются; двигаясь, следую противнику; приклеиваюсь не отрываясь; не терять и не подпирать; не упускать из виду ни верха, ни низа; левое и правое поочерёдно складываются; внутреннее и внешнее взаимно соединены; добиваться отсутствия щелей, которыми можно воспользоваться" - это аспекты применения пэнцзинь в защите. Контактируя с противником, пэн должен подпирать вертикально, сначала установись, затем двигаться; входи телом, подавляя противника. Нужно, опустившись вниз, расслабиться и успокоиться, ци собирается, дух концентрируется. Пристально наблюдай за партнёром, пользуясь случаем, быстро выпускай. Если встречаешь искусную силу мощного человека, сразу нужно применить вовлекающую энергию (иньцзинь) заманивая, уклониться с прямого направления и установиться поперечно, противник потеряет равновесие и упадёт в пустоту, затем быстро выпускать, не возможно не победить. В пэнцзинь есть вертикальное (шу -означает вертикальную черту иероглифа, возможно имеется ввиду продольное), есть поперечное (хэн - возможно горизонтальное), вертикальная цзинь (шуцзинь) слишком прямая, поперечная цзинь (хэнцзинь) значит амортизация (хуань), в прямом главное твёрдость, амортизация ценит мягкость, прямое является открытием (кай) и наполненым (ши), амортизация является закрытием (хэ) и пустым (сюй), сможешь понять это, сможешь применять пэнцзинь искусно.

Люйцзинь

Люйцзинь - противоположна пэнцзинь, когда контактируешь с противником, прежде всего, нужно контролировать три сочленения противника: одна рука прилипает к его запястью, другая - к плечевой части его руки, это называют осаживать конечное сочленение, сопровождать корневое. Люйцзинь должна быть лёгкой, если лёгкая значит живая, если живая, значит - движется, движется - значит изменяется. Противнику не легко почувствовать то, что я делаю, он не имеет способа уйти и изменить ситуацию. Решающую роль в люйцзинь играет наполненность поясницы и ног волей (и) и ци, нельзя использовать исключительно руки. Во время люй необходимо чтобы, тело, руки, поясница, ноги были пронизаны единым ци, всё тело - как одна семья, или сопровождаю (люй) или выпускаю (фа), цзинь упорядочена естественным образом (цзыжань). Если не находишь способа выполнить люй, сдерживать (противника) довольно трудно, главная проблема заключается в отсутствии успеха в прилипании, из-за этого не имеешь способа вовлечь (инь). Иногда, до того как применять люйцзинь, нужно намеренно применить пэнцзинь, надавив на противника, тогда он должен будет начать сопротивляться, я использую его силу сопротивления и перехожу к проведению локтя, своими действиями заставляю противника потерять равновесие и наклониться вперёд.

Одновременно, необходимо дать пояснения о направлении движения люй, оно не должно совершаться по прямой линии, если двигаться всё время по прямой линии, то руки приклеются к собственному корпусу, это приведёт к тому, что не сможешь использовать случай и позицию, противник, напротив, сможет этим воспользоваться. Если хочешь избежать этой болезни, во время выполнения люй необходимо выполнять требования: "спрятать грудь, выставить спину; расслабить плечи, погрузить локти; поднять макушку, подвесить пах; завернуть пах, охранять пупок; сустав за суставом нанизываются; дух (цзиншэнь) сосредоточен; техника рук должна быть лёгкой, живой, расслабленной, мягкой; снаружи - мягкое, внутри - твёрдое" - только так можешь получить ожидаемый результат. Если я оцениваю противника как более сильного физически, то во время выполнения люй погружаюсь, и противник наклонится вперёд и потеряет равновесие. Если я и противник по природным данным равны, то, применяя люй, необходимо отодвигать влево или вправо, так его тело легко придёт в беспорядок. Если встречаю противника ниже ростом, то вращаю его руку и запястье, выполняя поддерживающий люй, тогда его пятки отрываются сами.

Люйцзинь в тайцзицюань крайне важна. Если не знаешь способа люй, то не можешь заставить противника наклониться вперёд, следовательно, не можешь сдвинуть его центр тяжести, не сможешь сдвинуть центр тяжести, как сможешь победить? Поэтому, обязательно нужно хорошо овладеть люйцзинь, только тогда можно её ловко применять.

Цзицзинь

Пэн и люй среди "четырёх прямых" (сы чжен) главные цзинь, цзи и ань - вспомогательные для пэн и люй, цзи - это наступательный удар костью предплечья, одно из главных движений в туйшоу. Обычно в туйшоу не достаёт цзицзинь, есть только пэн, люй, ань, эти три вращаются круг за кругом, а техника цзи стёрта в бесформенности, это очень огорчительно. Необходимо иметь это в виду, нужно выделить это особо, упражняющийся в туйшоу должен шаг за шагом выполнять все 4 действия: пэн, люй, цзи, ань, тогда искусство будет естественно возрастать. Цзицзинь тоже ни в коем случае нельзя пренебрегать, при применении техники цзи необходимо вертикальное (шу - или продольное?) и поперечное (хэн), тогда возможна живая подвижность без застоев, противнику будет не легко ускользнуть. То что называют вертикальным (продольным?), это - прямое, прямое - тогда пробивание (чун), выпускание силы (фали), дух (шэнь) быстр; поперечная же сила амортизирует, амортизация - это медленное. Когда контактирую с противником, и он применяет против меня люй, я, следуя этому движению, не теряя и не упираясь, с лёгкой, подвижной, расслабленной, мягкой цзинь, устанавливаю предплечье на соски его груди в положение цзи и внезапно выпускаю. Не должно быть не центрированности, цзицзинь отнюдь не является исключительным использованием силы рук, но нужно заострить внимание на пояснице и ногах, ноги следуют движению рук; пустое и подвижное спрятано внутри, в позе нужно добиваться лёгкой, мягкой, живой, округлой силы, макушка подвешена, тело прямое, погрузить плечи, спрятать грудь, копчик подобран. При выполнении цзи нельзя наклонять руки вперёд, избегая потери равновесия, иначе этим воспользуется противник. Когда противник выполняет люй, я - цзи, нужно быть исключительно живым и подвижным, двигаясь следовать противику, воспользоваться случаем и входить. Входить - значит буравить (цзуань), если не буравишь, то не расправишься, как только буравишь, немедленно выпускаешь; тело покоряет (погоняет?) руку, подобно тому, как тетива выпускает стрелу, выпуск внезапен, противнику не легко избегнуть. Выпуск цзинь в цзицзинь так чудесен, что только если изучающий будет стараться понять суть, упорно изучать цзуань, он сможет овладеть этой идеей.

Аньцзинь

Ань - это нажимание двумя кистями на руку противника, в которых происходит перемена пустого и полного, одна рука контролирует запястье, другая - локоть противника, противнику трудно живо измениться. Во время ань необходимо иметь мысль об открытии и закрытии (кай хэ), руки и ноги должны взаимно соответствовать, наступление и отступление должны иметь поднимание и опускание. Выполняя ань, используют следование шагам для получения преимущества, поднятие ноги (начало шага) - пустое, опускание ноги - полное, пустое - значит вовлечение, полное - значит выпуск, пустое и полное, легкость и погружение, имеется и то и другое. В ань нужно работать над поясницей, воля (и), ци - это главное, также нужно обратить внимание на взгляд (яньшэнь - глазной дух), движение, покой, медленное, быстрое - в применении всё следует сердцу, не применяй грубую силу, заимствуй силу противника и наноси удар. Если хочешь иметь достижения в ань, необходимо выполнить требования: "подвесить макушку, выпрямить тело; погрузить плечи, свесить локти; спрятать грудь, выставить спину; осадить поясницу, расслабить бёдра; подобрать копчик". Руки не должны наклоняться вперёд (иметь тенденцию к излишнему вытягиванию), если это произойдёт, потеряешь равновесие, легко подвергнешься проведению (люй). Во время ань нужно иметь упругую силу (таньли), не иметь прямой силы, прямая сила - застывшая (тупая) цзинь. Упругая сила более подвижна, ноги следуют движению рук, в соответствии с ситуацией, вводишь в действие. В согнутом добивайся прямого, накопление - затем выпускание, тогда сможешь достичь успеха. Это называется "занять силу, чтобы ударить противника, четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней". Можно видеть, что применений аньцзинь в туйшоу очень много, изучающий должен побольше исследовать и упражняться.

Цайцзинь

Цай - это схватывание кистью запястья противника, или же схватывание его локтевой части погружающимся вниз срыванием (цай). Цайцзинь и цзицзинь как раз противоположны, цзи - двойное соединение (закрытие - хэ), цай - двойное разделение (фень), цайцзинь - база для циньна, циньна развилось из цай, поэтому цай находится в десяти пальцах. При контактировании с противником, нужно. Применяя подъём, ввинчивание, опускание, опрокидывание (ци, цзуань, ло, фань), зажать запястье противника, получив случай, сорвать вниз, скорость должна быть высокой, точка опускания (лодянь) должна быть точной, срываешь решительной силой, "с быстротой грома, когда не успеваешь закрыть уши", противнику не легко уклониться. Это пугающе-воинственный метод, используя его легче всего заставить двигаться центр тяжести противника и привести к тому, что противник наклонится вперёд, пятки его сами собой приподнимутся, получишь ситуацию заимствования силы, тогда быстро выпускай, невозможно не достичь цели. Нельзя применять цай чрезмерно легковесно, иначе противник легко заимствует твою силу, если нет цай, то и говорить не о чём, если же есть цай, то должна быть наполненность, только так можно получить эффект. Когда выполняешь цай, нужно выровнять тело по центру (чжунчжэн), погрузить поясницу и присесть, спрятать грудь, выставить спину, расслабить плечи, погрузить локти, опустить ци в даньтянь, взгляд направить вниз. В "Рассуждении о тайцзицюань" это формулируется таким образом: "Посмотришь вверх, наполнится верх, посмотришь вниз, наполнится низ". В формах тайцзицюань есть позиция "Иголка на дне моря" - это и есть способ применения цай, это также и вариант циньна. Следующая за ней позиция "Уклонение через спину" имеет смысл, выпуска вслед за цай.

Лецзинь

Лецзинь в тайцзицюань - это внешнее вращение руки, способ возвратного (ни - центростремительного) вращения, один из самых важных способов "четырёх углов" (сы юй). Когда соединяешь руки с противником, чтобы не попасть под контроль какой-либо техники противника, нужно, всего лишь, перед лицом, перед грудью, а равно слева или справа применить лецзинь, контролируя среднее сочленение (локоть) или корневое сочленение (плечо) противника, это метод, не позволяющий противнику применить свой приём. В лезцинь нужно сделать упор и на лёгкости и на погружении, изменения пустого и наполненного должны быть живыми, используй ладонь в качестве оси вращения поверх плечевой части руки противника, действуй согласно обстоятельствам, заставляя противника потерять равновесие, поэтому, в лецзинь движения точки приложения силы довольно очевидны. При применение метода ле одинаково нужно входить телом подавляя противника, так чтобы он не имел способа измениться, затем, улучив момент, занять силу и выпускать цзинь (фацзинь), противник обязательно наклонится и упадёт. Когда встречаешь цзинь, не теряй и не подпирай, поза - лёгкая, живая, расслабленная, мягкая, следуй изменениям пустого и полного у противника, и, как только противник потеряет равновесие, сразу используй его оплошность. Выпуск руки должен быть быстрым, также нужен выкрик, чтобы стимулировать силу; ситуация подобна тому, как при блеске молнии не успеваешь закрыть глаза. Поэтому говорится, что лецзинь должна быть ошеломляющей, есть высказывание: "сила, ошеломляюще упругая , движется по спирали".

Среди методов ле имеются: хэнле (поперечная), цайле, цзуаньле (буравящая), и другие. Хэнле - это горизонтальное вращение, цайле - вращение с погруженим, цзуаньле - вращение с поддержкой, необходимо выбирать метод в соответствии с ростом противника и высотой стойки, однако в любом случае, цзинь должна исходить из ног и поясницы. Ещё важнее обращать внимание на дистанцию, нельзя находиться слишком далеко, если стоишь далеко, то легко обнаружить форму, и тогда не достигнешь успеха, если сможешь вблизи давить на противника, тогда сможешь проявить искусство. Кроме того, руки и ноги должны следовать друг другу, позиции - выходить одна из другой, внутреннее и внешнее должны быть взаимосвязаны, только тогда, не будет щелей, которыми мог бы воспользоваться противник. Если действовать бестолково, получишь результат, противоположный ожидаемому (фразеологизм: перемудрить; старался ловко, получилось тупо).

Чжоуцзинь

Эту цзинь, среди восьми, считают самой жестокой, нельзя ей легкомысленно злоупотреблять. Если расстояние до противника слишком велико, то приём может быть легко разрушен, не достигнешь цели, а цзинь уже будет испорчена прерыванием. Слишком близко - будет всё заперто, также не сможешь выпустить. Чтобы восполнить эти недостатки, нужно действовать следующим образом: если на ближней дистанции кисть не может получить выгодную позицию, то тогда используем локоть, помогая ей. Говорится: "Далеко - выпускаю кистью, близко - као или чжоу; далеко - применяю ноги, близко - добавляю колени, использование локтя должно быть пробивающим, движения должны быть быстрыми". Согнутый локоть в сравнении с рукой короток, выпуск в сравнениии с рукой - свиреп, движения молниеносны, не легко избегнуть.

Среди методов чжоу имеются: тичжоу (поднимающийся локоть), гуачжоу (подвешеный локоть), люйчжоу (сопровождающий локоть), гуньчжоу (катящийся локоть), динсиньчжоу (удар локтем в сердце), цзилэйчжоу (удар локтем в рёбра) и другие. Если в далюй противник выполняет против меня люй, я сразу же могу ударить его локтем. Ещё пример, когда в туйшоу делаешь двойное разделение рук, можно схватить руки противника и нанести ему удар в грудь или другую часть тела. Хотя метод чжоу и жесток, если использовать его неправильно, тело будет в беспорядке, воля хаотична, это, напротив, даст шанс противнику. Если хочешь избежать этого порока, для использования локтя нужно овладеть следующим: "не приблизишься - не приклеишься, только приклеился - сразу пробивай; перед выпусканием сила всего тела должна быть живой и подвижной, особенно требуется всеобщее пронизывание; двигайся, следуя ситуации, выпуск же - быстр как ураган; сделайся непостижимым для противника, найдя его пустоту, наноси удар" - только так можно достичь успеха в чжоу, только тогда сможешь чудесно применять локоть.

Каоцзинь

Каоцзинь - это также способ ударить противника в ближнем бою, используя прислоняющееся движение плечом в грудь противника. Если противник использует люй против моей правой руки, я использую цзинь расслабления (фансун), правой рукой следую заворачиванию и вытягиваю её перед грудью противника далеко вперёд и поднимаю высоко вверх, корпусом оседаю вниз и прислоняюсь плечом к груди противника, правая нога втыкается к паху противника. В этот момент, плечи, поясница и бёдра плотно-плотно соединены. Это заставляет вес противника сместиться назад, и его ноги станут неустойчивыми, используя случай, наноси противнику прислоняющийся удар в грудь. Особо требуется, чтобы выпуск цзинь был внезапным (свирепым), подобно быстроте грома и молнии - не успеваешь сдвинуться с места. Необходимо выполнять следующие требования: плечо прислоняется, поясница встряхивается (доу), бёдра бьют, ноги стремительны, верх и низ атакуют сообща, поза решительная, цзинь быстрая, противнику не легко измениться и уйти, только так добьёшься успеха.

Выше был описан один из видов внутреннего као. Као делится на внутреннее као (ликао), внешнее као (вайкао), "встречающее дверь" као (инмэнькао), крестобразное као (шицзыкао), прилипающее као (тешэнькао) и др. способы, каждый вид имеет собственные особенности удара, применение их весьма тонко и чудесно. Говоря о главном, использование цзинь в разных способах као, в целом одинаково. Внутренне као, "встречающее дверь" као, прилипающее као требуют вставить ногу в средние ворота противника, а внешнее као, крестообразное као - поместить ногу сбоку противника, нужно сосредоточиться на ногах противника и пересекая (хэн) выпустить цзинь. Выполняя као нужно соответствовать требованиям: верхушечная цзинь пустая и подвижная, спрятать грудь и выставить спину, копчик прямо по центру, ци собрана, дух сконцентрирован, ещё более важно защищать собственное лицо, как и руку, которая используется в као, иначе есть опасность, что противник воспользуется случаем и нанесёт удар в щёку или захватит моё предплечье. Худощавый человек с малой силой, хорошо владеющий каоцзинь, может разгромить могучего противника с большой силой. Это потому, что цзинь-ли плеча больше, чем цзинь-ли руки и локтя.

Вышеизложенные 8 методов цзинь - это базовые методы цзинь в тайцзицюань, сердцевина любого метода цзинь. Только лишь овладев гунфу в совершенстве, сможешь легко их применять. Все поколения мастеров тайцзицюань непрерывно сражались и занимались исследованиями. Из этих 8 видов цзинь происходят много других методов цзинь. Хотя эти виды цзинь и вышеописанные 8 методов цзинь и имеют существенные и второстепенные различия, они дополняют друг друга и преемствуют друг другу, если применять подходящим образом, то можно получить обоюдную пользу для тех и других. Ниже разбираются эти методы цзинь.

Чжаньненцзинь
(цзинь приклеивания)

Понятие чжаньненцзинь имеет пять значений, это и есть "приклеиваться (чжань), соединять (лянь), прилипать (нен), следовать (суй), не терять и не подпирать (бу дю дин) ". "Приклеиваться" значит поднимать вверх, вытягивать высоко. "Прилипать" значит приклеиться телом без ослабления, когда противник наступает, я отступаю, если же противник отступает, я наступаю. "Соединять" означает непрерывность, воля не прерывается. "Следовать" значит "отбросив себя, исходить от противника". "Без потери и подпирания" значит, что нельзя терять, разделяясь или твёрдо упираться. Не соперничай вначале, не бросай затем, приклеивайся неотделимо, противник не может освободиться, нет щели для удара. Если противник приходит жёстко, я должен быть мягким, в мягком скрывается твёрдое, в твёрдом прячется мягкое, это подобно лаку и клею, везде плотное приклеивание. "Прилипание" и "приклеивание" порождают друг друга, мысль опережает противника. Поэтому, чжаньненцзинь - базовое упражнение тайцзицюаня, самое важное, во время изучения необходимо заложить фундамент посредством чаньшоу (руки наматывают нить), говорится: "способ чань не ясен, тайцзи - не тонко". Хотя способов чань много, все они не выходят за два иероглифа: "вдоль" (шунь) и "вспять" (ни). Шуньчань и ничань - это и есть обматывание и трение по направлению к центральной силе и от центральной силы. Когда достигаешь прилипания без отделения, сложный клубок изменений становится предельно утончённым. Если хочешь овладеть этим искусством, нужно под руководством опытного человека познать суть, только тогда сможешь получить глубокую пользу.

Тинцзинь
(цзинь слушания)

Туйшоу тайцзицюань прежде называли "мягкие руки", "бьющие руки", затем изменили в "толкающие руки" и "слушание цзинь". То, что называют "слушать цзинь", отнюдь не слушание ушами, а то, что проходит сквозь все упражнения туйшоу, когда два человека, соединив руки, выполняют обматывающие движения, с соблюдением требований: "приклеиваться, прилипать, соединять, следовать; не терять, не подпирать; не переходить, не недоходить; вслед сгибанию, сразу выпрямление", применяют 8 способов цзинь (пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као). Тогда, благодаря упражнениям, кожа всего тела становится чувствительной, а внутри ощущается живая гибкость, познаешь величину цзинь-ли противника, пустоту и наполненность, твёрдость и мягкость, соединение движения и покоя, а равно и их тенденции. Если подпирание двумя руками и всеобщее пронизывание ци соединить с принципом рычага, тогда посредством прилипания к противнику можно чувствовать различия в его цзинь. Господин Ли Июй в "Секретах пяти иероглифов" говорит: "Исходишь из своего - застой, отталкиваешься от противника - подвижность, сможешь отталкиваться от противника - в руках будет соблюдаться мера, сможешь измерить цзинь противника, определишь длину атаки противника, не будет ни малейшей ошибки". Этот отрезок текста поясняет, что если хочешь точно соответствовать сути во время выполнения туйшоу, нужно выработать тинцзинь, необходимо овладеть принципом рычага, а также методом прилипания к противнику, собрать дух-цзинь и дух-шэнь, опустившись вниз, успокоиться и расслабиться, отказаться от застойной силы, исследовать принцип: "лёгкий, подвижный, расслабленый, мягкий, не подпирать, не терять". Однако, прежде чем изучить тинцзинь, обязательно нужно изучить чжаньненцзинь (прилипающую цзинь), после этого тинцзинь естественным образом прояснится и сможет применяться, только тогда сможешь уходить и живо изменяться, применение будет лёгким. Изучающий должен приложить силы в упражнениях и внимание в изучении, тогда, по прошествии некоторого времени овладеет этим искусством.

Дунцзинь
(цзинь понимания)

В изучении тайцзицюань не легко достичь состояния дунцзинь. Из-за того, что цзинь в цюаньшу разнообразны и довольно сложны, это становится действительно трудной задачей, в искусстве говорят: "упражняться в ушу просто, постичь принципы сложно". Если принципы кулака не ясны, трудно объяснить дунцзинь. Поэтому, необходимо хорошо проштудровать учение тайцзицюань, а также осбенности фацзинь (выпуск цзинь) других стилей ушу, под руководством теории тщательно прочувствовать упражнения, только тогда понемногу овладеешь искусством дунцзинь. В "Цюань лунь" говорится: "приклеивание - это и есть уход, уход - это и есть приклеивание, инь неотделимо от ян, инь и ян взаимно помогают, только тогда будет понимание цзинь, поняв цзинь, чем больше упражняешься, тем тоньше мастерство", это основное руководство к закаливанию дунцзинь. Ян - твёрдая цзинь, инь - мягкая цзинь, в мягком скрывается твёрдое, в твёрдом скрывается мягкое, мягкое и твёрдое помогают друг другу - только так достигнешь дунцзинь. После понимания цзинь, чем больше упражняешься, тем тоньше искусство, только так достигнешь искусного сгибания-распрямления и движения-покоя. Вхожу - раскрывание, ухожу - закрывание; пользуясь ситуацией, занимаю силу; лёгким побеждаю тяжёлое; слева тяжесть, слева опустошаю, справа тяжесть, справа опустошаю. Противник приходит жёстко, я должен быть мягким; на быстрое отвечаю быстро, на медленное - медленно; моя мысль опережает противника, сдвигаю его центр тяжести; тяжёлым ударяю лёгкое, полным разбиваю пустое; овладеваю погруженным расслаблением и покоем, сосредоточен в одном направлении. Противник не движется, я не двигаюсь, противник чуть двинулся, я двинулся прежде; вовлекаю и опускаю его в пустоту, сделав это - выпускаю. Если овладеешь этими искусствами, применение станет совершенным, тогда, конечно, сможешь превращать пустое и полное, следовать тому, что желает сердце, достигнешь уровня истинного дунцзинь (понимания цзинь).

Цзоуцзинь
(цзинь ухода)

Цзоуцзинь - это и есть цзинь неподпирания (бу дин). Нужно хорошо изучить цзоуцзинь, прежде всего необходима дунцзинь, без дунцзинь трудно овладеть цзоуцзинь, после дунцзинь сравнительно легко упражнять цзоуцзинь. Изучение цзоуцзинь также нужно начинать с изучения туйшоу. Соединив руки с противником, с одной стороны нужно быть очень внимательным, чтобы вникать в ситуацию и ждать подходящего случая, с другой стороны - исходя из взаимного касания с прилипанием, определить величину силы (цзинь-ли) противника, её твёрдость-мягкость, пустоту-наполненость, длину и скорость. Не сможешь это усвоить - трудно будет применить цзоуцзинь. Цзоуцзинь - это цзинь избегания нагрузки ("цзинь ненавьючивания"). Если противник теснит меня тяжёлой силой, я следую его силе и ухожу (цзоу) с изменением, противник приходит твёрдо - я должен быть мягким. Если встречаешь двойную тяжесть, нужно отклониться с погружением, не можешь управлять высотой, длинной позиции, поперечным и продольным - откуда стремительность? Обязательно нужно овладеть погружением вниз, расслаблением и успокаиванием, следовать движениям противника. Вообщем, везде принуждать его упасть в пустоту, без подпора, без сопротивления, без малейшей траты силы, только тогда можно считать, что овладел методом цзоуцзинь. Все тайны цзоуцзинь скрыты в ногах и пояснице. Обычно говорят, что сравнительно легко уходить, когда противник ещё готовится выпустить цзинь. Если же я задавлен противником, оказался в невыгодной стойке (позиции ног), нужно думать, что уйти и измениться будет сравнительно трудно. В этот момент и нужно применить центральную часть цзоуцзинь, то есть поясницу и ноги. В кулачном трактате семьи У говорится: "если не можешь получить позицию и случай, а тело хаотично, и следовательно нет силы, болезнь этого следует искать в ногах и пояснице". Этот драгоценный опыт получен в реальных схватках. В трудной ситуации, когда попадаешь под контроль противника, нужно подмать о том, чтобы уйти и измениться, для этого нужно вытягивать поясницу и вбирать бёдра освобождаясь из трудного положения, это важный момент. Начинающий должен это внимательно рассмотреть, тщательно изучить, только тогда можно хорошо упражняться.

Хуацзинь
(цзинь изменения)

Хуацзинь - это один из видов цзинь, вытекающий из чжаньненцзинь (цзинь прилипания) и цзоуцзинь (цзинь ухода). Соединив руки с противником, нужно не теряя и не подпирая следовать уходу и изменениям, наступать вперёд и отступать назад, оглядываться влево и вправо, телом стоять прочно и центрировано, не сближаться, и не отдаляться, все важные пункты хуа цзинь находятся в пояснице и ногах. Господин Ван Цзунюэ в "Цюаньлунь" говорит: "Противник - твёрдый, я - мягкий, это и есть уход, я следую за спиной противника - это и есть прилипание". То что называют "прилипание" - это и есть уход, уход - это и есть прилипание. Если сможешь понять этот принцип, тогда сможешь овладеть искусством хуацзинь.

Хуацзинь в тайцзицюань очень важна, обязательно нужно чтобы в хуацзинь содержался пэн. Происходящие из пэнцзинь наматывание наружу и сматывание внутрь - это и есть два взаимопорождающих превращения: наматыванние к центру силы и от центра силы, также и применение хуацзинь. Поэтому пэнцзинь для хуацзинь крайне важна. Если не умеешь хорошо применять пэнцзинь, также трудно будет применить хуацзинь. В применении хуацзинь нельзя полагаться только на руки и плечи, если надеяться только на них, то получится силовая и жёсткая "вырывающая цзинь (бацзинь)", а не хуацзинь тайцзицюань. В хуацзинь тайцзицюань нужно думать о применении гибкого дух цзинь и ловкого духа шэнь, важный момент - живость тела, ось по-прежнему находится в пояснице и ногах. Касаясь друг друга с прилипанием, необходимо следовать движениям противника, не зависимо от того высоко, низко, поперёк, вдоль, быстро, медленно всегда нужно следовать ситуации и преобразовывать (хуа). Если преобразование будет слишком быстрым, то не сможешь войти клином, слишком медленно - не сможешь уйти с преобразованием, поэтому обязательно нужно прилипнуть, и тогда преобразовывать. Противник приходит прямо, я преобразую изогнуто, слева, справа, сверху, снизу - везде следуют этому. Изменяя направление приходящей цзинь противника, конечно, нужно следовать случаю, к тому же нужно складываться, наступление и отступление сменяют друг друга, противник не должен знать путей моей цзинь, только так можно оказаться за его спиной.

Хуацзинь имеет и захват (на), и выпуск (фа), применяя хуацзинь нельзя "преобразовывать до истощения" (каламбур, тоже звучит "хуацзинь"). Если "преобразуешь до истощения", то не сможешь прилипнуть, цзинь легко может прерваться. Такое использование хуацзинь не приносит выгоды, к тому же нельзя преобразовывать слишком медленно, иначе трудно оказаться за спиной противника. Когда преобразуешь во время выпуска цзинь, нужно применять хуацзинь как раз перед тем, как противник выпустит свою цзинь, настоятельно требуется, погружаясь вниз, расслабиться и успокоиться, и не оказывать прямого сопротивления (упираться-противодействовать). Касаясь величины круга преобразования, нужно сказать, что следует смотреть на уровень искусства, обычно говорят, чем меньше круг, тем выше уровень искусства. Хуацзинь тайцзицюань, вместе с тем, не вполне мягкая, в мягком скрыто твёрдое, спрятана игла, это и есть "снаружи тренировать мягкое и слабое, внутри прятать прочное и твёрдое". Только если, будучи твёрдым и прочным, не используешь грубую силу, в результате многодневных упражнений, естественным образом сформируется внутренняя сила. Ещё важнее, будучи твёрдым внутри не проявлять это снаружи. Когда приходит цзинь противника, по-прежнему нужно быть мягким, а не одервеневшим и застойным, только преобразую - сразу выпускаю, или же, вращая преобразую - вращая выпускаю, хуацзинь расслабленная и спокойная, фацзинь открытая и явная, ключ всего - в получении позиции (это и есть "я следую за спиной противника"). Если не сможешь получить позицию, тогда не сможешь преобразовать и не сможешь выпустить. "Хозяин" преобразования - отступление, обладающие высоким уровнем мастерства могут в отступлении спрятать наступление, и не только не отступать, а наоборот - наступать, тогда искусство будет чудесно неисчерпаемым.

Иньцзинь
(цзинь вовлечения)

Иньцзинь - это когда протиник неподвижен, и я вовлекаю его в движение, или же, он уже движется, а я вовлекаю его силу в пустоту. Секрет успеха вовлечения-преобрзования и атаки заключается в том, что внутренняя цзинь (нэйцзинь) не может быть узнана противником, воля берётся в качестве начальной предпосылки. Прилипая, следую противнику, руки вращаются, очень важно быть лёгким, подвижным, расслабленным, мягким, округло и живо погрузиться вниз, не терять и не подпирать. Если могу действовать таким образом, естественно, живо, подвижно без застоев, тогда противнику нелегко узнать направление моего движения, и понемногу достигаю искусства в атаке вовлечением. Иньцзинь в действительности находится между хуацзинь и нацзинь (цзинь захвата), хуацзинь сравнительно трудна, из-за того, что противник угрожающе атакует и не можешь изменить ситуацию уходом, тогда необходимо применить иньцзинь, обманув же противника и получив преимущество, можно атаковать. Поэтому, способ инь (вовлечение) требует следования угрожающим действиям противника, применение живое и подвижное, нельзя ограничиваться шаблоном, в противном случае, действия будут неживыми, трудно завлечь противника. Форм метода инь много, вовлекаешь высоко, бьёшь низко; завлекаешь вдоль, бьёшь поперёк; мелькнул сверху, ударил снизу; звук на востоке, удар с запада. В результате оказаться за спиной противника, воспользоваться всплыванием его ци вверх и неустойчивостью его центра тяжести, и, когда он начнёт паниковать, воспользоваться его неготовностью, захватить (на) и выпускать (фа). Поэтому, прежде чем выпускать, нужно захватить, прежде чем захватить, нужно вовлечь, прежде чем вовлечь, нужно преобразовать (хуа). Чтобы применять иньцзинь хорошо, необходимо специально упражняться в течении нескольких лет, вместе с тем нужно получить наставления по этому поводу, только тогда можно овладеть искусством иньцзинь. Из-за того, что в иньцзинь задействованы обе руки для вовлечения, нужно также одновременно использовать техники тела, поясницы, и шага. Обычно говорят, что чем дальше вовлечёшь, тем легче выпускать. В "Рассуждениях о тайцзицюань" говорится: "наступление должно быть длинным, отступление - быстрым", это означает, что чем длиннее вовлечение, тем лучше. Применяя способ инь от начала до конца нужно придерживаться двух иероглифов: "прилипание" и "приклеивание", на это нужно обратить особое внимание.

Нафацзинь
(цзинь метода захвата)

Нацзинь - это применение способа захвата. Методы захватов в тайцзицюань издревле занимают важное место. Не можешь захватить - не можешь выпустить, можешь захватить - только тогда можешь выпустить. Сущность захвата в том, что это авангард выпускания, применяя метод на я заставляю противника оказаться ко мне спиной, использую момент, когда его дух застыл, а воля рассеялась, и выпускаю, приём не может не увенчаться успехом. В применении метода на движения должны быть лёгкими и подвижными, если будут тяжёлыми, противник легко заметит и освободится. Есть несколько важных мест для захватов: меридианы (цзинло), суставы и точки. Среди этих трёх, захваты суставов сравнительно лёгкие. Из-за того, что суставы более ясно видны снаружи, их легко нащупать и захватить. Поскольку цзинло спрятаны внутри под кожей, не имея соответствующего опыта трудно успешно применить. Что касается точек, хотя и есть установленные места, однако они крайне малы, противнику также легко изменить движение. Кроме как посредством многолетних упражнений, невозможно достичь успеха в захватах.

Часто можно создать серьёзную угрозу противнику, захватив его сустав и угрожая сломать его, или захватив кровеносные сосуды затруднить движение ци и крови, или же, захватив мышцы, заставить противника потерять контроль над своим телом. Нарушение кровообращения подобно полусмерти, когда ци недвижется становишся одервенелым, если не можешь владеть своим телом, цзинь ломается полностью, если шэнь-ци (дух) вовсе отсутствует, жизнь становится затруднительной. Поэтому современное поколение учителей тайцзицюань мало преподаёт методы захватов. Однако это искусство имеет много применений, например, в сфере национальной обороны и поддержания общественного порядка оно определённо имеет ценность, поэтому его также нельзя отбросить и не упражняться, конечно, учитель должен отбирать людей для преподавания. Различают способы прямого захвата и обратного захвата. Когда хукоу направлена наружу, а большой палец - вниз (к иньской стороне), это называют "прямой способ захвата", если хукоу внутрь, а большой палец - вверх (к янской стороне), это обратный способ захвата. В применении есть захват одной рукой и двумя руками, также возможно хватание (цинь) одной рукой и захват (на) - другой и т.д.. Суть всех методов захватов заключена в оценке положения и приспосабливании к ситуации, против любого приёма можно применить соответствующий захват. При проведении захвата вся сила сосредоточена большом, указательном и среднем пальцах. Касаясь конкретного применения нацзинь тайцзицюань, скажем о другой особенности, чтобы понять причину победы, и делать приёмы просто, ловко и искусно, нужно долго упражняться, только тогда сможешь овладеть этим искусством.

Фацзинь
(выпуск цзинь)

Сущность тайцзицюань заключается в поддержании здоровья, главное в этом - взращивание ци, это один из видов упражнений для здоровья, Упражняясь продолжительное время, можно изгнать болезни и продлить жизнь. Говоря о самозащите, то что называют ушу, у (воинственное) - это сущность, а шу (искусство) - это применение. Это то, что называют: "упражняй тело для здоровья, а кулак для применения", эти две вещи взаимосвязаны. Поэтому, если хочешь ударить противника, сначала нужно достичь понимания фацзинь, если не понимаещь фацзинь, как же ударишь противника? Защита - это средство, нападение только и есть цель. Если лишь знаешь хуацзинь (защиту по горизонтальной линии), и не знаешь фацзинь (атакующих ударов), неизбежно долго будешь под контролем противника. Поэтому, определённо нужно хорошо упражняться в фацзинь, тогда приобретёшь устрашающую силу. В стиле У тайцзицюань есть следующие особенности фацзинь: неотделимость от прилипания, использование цзуаньцзинь при выпускании, против "возвращающейся" (хуэй) цзинь противника используют долгую (чан) цзинь, против его "глухой" (мень, душащей?) цзинь сначала используют срезающую (цзе) цзинь, чтобы перерезать путь его цзинь, а затем снова долгую (чан) цзинь для выпуска. При выпуске цзинь нужно основываться на знании качеств противника, как то: слаб он или силён, уровень его мастерства, величина цзинь-ли (сила), чтобы решить, какой метод цзинь использовать. Если сила противника мала, а мастерство невысоко, нужно применить цзинь, которая соответствует принципу: "в твёрдом скрыто мягкое" для удара с выпуском, это и есть "тяжёлым подавить лёгкое, полным разрушить пустое". Если сила противника велика, а искусство сравнительно высоко, нужно применить цзинь, которая соответствует принципу: "в мягком скрыто твёрдое" и выпускать. Независимо тот или другой способ используется, во время выпуска сила должна быть лёгкой, мягкой, живой и подвижной, настоятельно требуется погрузиться вниз расслабиться и успокоиться, сосредоточиться в одном направлении, ещё нужно применять пружинящую (тань) цзинь и упругую (жень) цзинь. Основа тань - мягкость, основа жень - твёрдость; тань называют цзинь, жень называют ли (силой); ли из костей попадает в позвоночник, цзинь из сухожилий достигает четырёх конечностей, во время выпуска необходимо, чтобы цзинь и ли совпадали, только тогда будет успех. "Разъяснение к практике" (У Юйсян, "Разъяснение к практике 13 форм") говорит: "Ли испускается из позвоночника, шаги следуют изменениям тела", в "Секретах пяти иероглифов" говорится: "Цзинь всего тела вследствие упражнений должна стать одним целым, ясно разделяются пустое и полное, фацзинь должен иметь источник, начало цзинь находится в пятках ног, управление - в пояснице, выпуск происходит из позвоночника, форма - в пальцах рук". Эти секреты детально раскрывают тайны фацзинь.

Кроме того, для выпускания цзинь необходимо овладеть "подниманием (цин), вовлечением (инь), расслабленим (сун), отпусканием (фан)", к тому же методом контроля трёх сочленений, только таким образом, как только выпустишь обязательно будет результат.

Дыхание при фацзинь тоже занимает важное место, в "Секретах пяти иероглифов" говорится: "Так как вдох естественно поднимается (ци естественно поднимается), можно приподнять противника, так как выдох (ци) естественно погружается, можно бросить противника. Это и есть двигать ци волей, а не силой". "Разъяснение к практике 13 форм" указывает: "Накопление цзинь подобно натягиванию лука, выпускание цзинь подобно отпусканию стрелы". Ещё говорится: "Предельно мягкое, затем предельно твёрдое, можешь дышать, значит можешь быть подвижным". Поэтому, при фацзинь нужно сконцентрировать дух, собрать ци, дыхание последовательно пронизывает всё тело. Вдох - это подъём (ти), закрывание (хэ), накопление (сюй); выдох - раскрывание (кай), отпускание (фан), выпуск (фа). Вдох-накопление должен быть стабильным (прочным), выдох-выпускание должен быть точным (ровным). Вдох будет стабильным, будет и живость; выдох будет точным, будет и быстрота; сможешь в накоплении быть живым, тогда сможешь выпускать быстро. Фацзинь тайцзицюань требует, чтобы, где бы руки ни двигались, как только приходит мысль тут же применять, везде можно мягко преобразовывать по кривой, везде можно жёстко выпустить по прямой. Поэтому, в кривизне ищут прямоту; накапливают, затем выпускают. Таким образом, тренируясь и обдумывая в течении длительного времени, от умения преобразовывать и выпускать, сделав хуацзинь расслабленной и спокойной, а фацзинь прямой и ясной, приходим к ступени просветления духа.

Цзецзинь
(заимствование цзинь)

Заимствование цзинь, выпускаемой противником - высшее искусство в тайцзицюань, без наставлений знающего человека, даже если упорно упражняться и старательно изучать, не легко овладеть этим. Главное в заимствовании цзинь противника заключается в вовлечении и преобразовании. Когда контактируешь с противником, необходимо: " поднять дух (цзин-шэнь); воля опережает противника; он - твёрдый я - мягкий; не отделяюсь, не подпираю; не позже, не раньше; добиваюсь, чтобы ли следовала цзинь и быстро выпускаю". Если хочешь заимствовать выброс ли противника, настоятельно требуется исходить из его движений, если он атакует высоко, я стремлюсь вверх, если он приходит низко, я двигаюсь вниз. Фраза из "Цюаньлунь": "смотрит вверх - прибавляю высоты, смотрит вниз - увеличиваю глубину" как раз и поясняет этот принцип.

Хорошее применение заимствования силы даёт удивительный результат. Противник приходит и уходит, или же он не двигается, в любом случае, чем более жёсткая ситуация, тем жёстче будет удар. Этот вид цзинь также использует хуацзинь, чтобы сдвинуть центр тяжести противника, потеряв центр тяжести, противник провалится в пустоту. В "Требованиях к практике" ("Требования к практике форм и туйшоу", Ли Июй) указывается: "Сможешь вовлечь противника в пустоту, только тогда сможешь четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней", сказанное нужно хорошо изучить, напрягая ум и упражняя тело. В "Секретах пяти иероглифов" указано: "Моя цзинь появляется, когда противник вот- вот войдёт своей цзинь, не позже и не раньше, она подобна жгучему огню и бурлящему источнику, наступаю вперёд и отступаю назад без малейших признаков хаотичности. В согнутом добиваюсь выпрямленного, накапливаю и сразу выпускаю, только тогда приём увенчается успехом. Это и означает занимать силу, чтобы ударить противника, четырьмя лянами одолевать тысячу цзиней". В этом трактате исчерпывающе разъяснён метод заимствования силы, выпущенной противником, содержащийся в нём смысл крайне глубок. По этой причине познать метод заимствование силы противника действительно нелёгкое дело.

Кайхэцзинь
(цзинь открывания-закрывания)

Если входишь - то раскрытие (кай), сразу же уходишь - тогда закрытие (хэ). Поэтому говорится, что в раскрывании скрыто закрывание, а в закрывании - раскрывание. Раскрывание - твёрдое, закрывание - мягкое, если имеется одно, то должно быть и другое, эти два метода взаимосвязаны и коренятся друг в друге. Кайцзинь - квадратная (прямолинейная - фанцзинь) цзинь и имеет смысл раскрывания-расправления, применяется, чтобы войти во внутреннее пространство противника, форма её необычайно смелая. Хэцзинь - круглая цзинь, имеет смысл плотного собирания. Когда касаешься противника с прилипанием (контактируешь с противником), воспользовавшись случаем, проваливаешь его атаку в пустоту, и тогда можешь собраться (хэ) и выпустить. Фраза из "Песни об ударах руками": "Вовлекай-опускай противника в пустоту, собирайся и выпускай" как раз и объясняет взаимное применение закрытия и раскрытия, взаимные превращения округлого и квадратного (прямого), применение взаимопреобразований твёрдого и мягкого. Применяя кайцзинь, нужно войти, обманув противника, взять под контроль три сочленения, оказавшись в ситуации преследования противника, воспользовавшись позицией и случаем, неожиданно выпустить, ударяя противника. Обладающие высоким уровнем мастерства, сплошь и рядом, умышленно оставляют двери широко раскрытыми, искушая противника войти глубже, затем используют ситуацию для ответного удара. Этот способ обманной жертвы более других требует "забыть себя, исходить из человека". Кайцзинь не есть только лишь выпускание, должно быть также преобразование (хуа), внутри содержится воля к отражению (пэн), и поскольку есть открывание, должен быть выпуск, иначе легко упустить удобный случай. При использовании кайхэцзинь в равной мере важны поясница и ноги, конечности всего тела плотно собираются, всё тело -одна семья, сгибание и накопление должны быть в избытке. Во время выпускания, нужно предварительно соединить (хэ) ци всего тела, только таким образом фацзинь будет быстрой и свирепой, противнику будет трудно противостоять. "Разъяснение к практике 13 форм" говорит: "Движения ци подобны девяти изогнутым жемчужинам, не может быть ни малейшей неудачи". В искусстве ударов, перед выпуском (фа) должно быть закрывание (хэ), плотное собирание накопление ци, когда же выпускаешь, должно быть раскрытие, накопленная ци выпускается одним ударом. Если перед выпуском не будет закрытия (хэ), ци не сможет сконцентрироваться, будет рассеянной, выпуск не достигнет успеха. Главное, чтобы открывание и закрывание друг друга порождали, превращения были разнообразны, тогда дух (шэнь) и ци будут собираться. Что касается собирания духа (шэнь), и-ци (воля-ци) следуют ему, хотя цзинь и выпускается, и-ци не прерываются. Поэтому говорят: "цзинь - прерывается, воля (и) - непрерывна; воля - прерывается, дух - связывает". Имеются также различия в величине движений. Чем выше искусство человека, тем меньше его движения, не увидишь форму, когда он выпускает. Таким образом, наступление может быть вместо отступления, отступление - это и есть наступление, собирание (шоу) - это и есть отпускание (фан), отпускание- это и есть собирание, переплетение изменений кайцзинь и хэцзинь не имеют границ. Изучающий должен всецело положиться на тщательное штудирование, а также участие в поединках, только тогда сможет постепенно понять скрытые здесь тайны.

Тицзинь
(поднимающая цзинь)

Тицзинь - это в сущности поднимание с вытягиванием повыше, в тайцзицюань оно относится к "чжань" - приклеиванию. Применение этого метода заключается в том, чтобы вытянуть корень противника, заставить отклониться его центр тяжести, тогда можно на него воздействовать. Во время применения, нужно продвинуть корпус, обманув противника, согнуть колени и понизить стойку, использовать буравящую цзинь (цзуньцзинь) приклеиваясь и поднимая вверх, заставить его центр тяжести отклониться так, чтобы он закачался, стремясь упасть, а затем быстро выпускать. Секрет применения чжаньти (приклеивания-поднимания) заключается целиком в подвижности ног и поясницы, нельзя полагаться полностью на подъём только силой рук, этот способ тяжёлый и тупой, противник легко распознает и провалит в пустоту. Поэтому, выполняя чжаньти нужно укрепить и наполнить нижние конечности, опустить ци в даньтянь, опустошить макушку, ци прилипает к позвоночнику, копчик центрирован, ци собирается, дух концентрируется, глаза следят за противником. "Сила противника только касается волосков на моей коже, моя мысль же уже проникает в кости противника" ("Секреты пяти иероглифов"). То, что называется яньшэнь (глазной дух) очень важно, в искусстве ударов требуется определённо, чтобы взгляд был сконцентрирован, только тогда дух (цзиншэнь) будет сосредоточен, и воля (и) может опережать противника. В применении чжаньти действительно нужно следовать изменению ситуации, однако обязательно нужно хорошо овладеть тремя способами цзинь: чжань (приклеиванием), инь (вовлечением), цзуань (ввинчиванием), которые помогают друг другу, только тогда будет успех. Если хорошо не применять эти три вида цзинь, полагаться только на жёсткий подъём и жёсткий выпуск, разовьёшь порок застойности. Действия тела станут хаотичными, и, напротив, противник получит шанс использовать дыры, результат будет обратный желаемому, попадёшь под контроль противника. Поэтому, если изучающий хочет хорошо применять тицзинь, в первую очередь нужно обращать внимание на упражнение трёх видов цзинь: чжань, инь, цзуань, иначе, не достигнет предполагаемого результата.

Чэньцзинь
(цзинь погружения)

Тяжесть (чжун) и погруженность (чэнь) легко принять за одно и тоже, это отнюдь не так. Тяжесть имеет форму, погруженность бесформенна. Тяжесть - это сила, одервенелая и застойная, погруженность - это живость и подвижность. Поза, будто расслабленная, но не совсем, будто расправленная, но не полностью, совсем не похоже на тяжесть. Если в туйшоу не иметь ясности относительно различий погруженности, тяжести, лёгкости (цин) и всплывания (фу), трудно будет овладеть его секретами. Для того чтобы начинающий не свернул на кривую дорожку, ниже понемногу разъясняются особенности значений четырёх иероглифов: чжун, чэнь, цин, фу. Болезнь двойной тяжести в тайцзицюань означает чрезмерную наполненность, чрезмерную наполненность - это когда сила (ли) препятствует ци и создаёт застой, погруженность не есть болезнь, поскольку она подвижна и позволяет выпускать. Двойное плавание - болезнь, так как оно слишком неопределённо, двойная лёгкость не является болезнью, потому что связана с естественной подвижностью и живостью, таким образом, фу и цин также не равноценны. Полулёгкость- полутяжесть не являются болезнью, отклонение в сторону лёгкости или тяжести - это болезнь, ток как имея половинное опускание (ло), не выйдешь за пределы квадрата-круга, если отклонишься в сторону отсутствия опускания, потеряешь квадрат-круг (фан-юань). Полупогруженность-полуплавание - болезнь, ошибка недостижения, отклонение плавания или погружения - ошибка чрезмерности. Полутяжесть - ошибка отклонения тяжести, будет застой, и не сможешь наступать. Полулёгкость - болезнь отклонения лёгкости, подвижен, но не округл. Полупогруженность - болезнь отклонения погружения, есть пустое, но нет полного. Полуплавание - болезнь отклонения плавания. То, что называют двойной лёгкостью, не переходит во всплывание, по-прежнему имеется лёгкая подвижность. Двойное погружение не переходит в тяжесть, по-прежнему отделено пустое. Сможешь ясно различать это, только тогда сможешь овладеть применением. Если можешь быть погруженным при фацзинь, то фацзинь обязательно выйдет далеко. Во время применения используй ци даньтянь, проводи её из спины через руку и кисть, и воздействуй на противника, когда он теряет позицию, воспользуйся моментом, телом заставляй двигаться руку (букв. "тело побеждает руку") быстро выпускай без колебаний. Это подобно волейболу, чем быстрее удар, тем выше летит. Эта цзинь весьма решительна, один из важнах видов цзинь среди выпусков и отпусканий. В "Рассуждениях о тайцзицюань говорится": "Если имеется воля, направленная вверх, то в ней скрыта воля, направленная вниз, если хочешь поднять вещь, приложи силу на излом, тогда корень оторвётся сам собой, быстро и без колебаний". Этот отрывок поясняет важность чэньцзинь для отпускания (фан) и выпускания (фа).

Чанцзинь
(продолженная цзинь)

Чанцзинь - это медленная, мягкая, отпускающая, долгая цзинь. Она применяется в двух формах.

  1. Акцентирование внимания на отпускании на вытягивание конечностей при упражнении тайцзицюань. Тренируя чанцзинь, можно увеличить упругость всего тела. Имея такую упругость, можно заставить движения ци всех частей тела: кистей, ступней, поясницы, ног, плеч, локтей, запястий, бёдер и коленей нанизываться сустав за суставом, всё тело движется как одна семья. Тайцзицюань требует упражнять волю (и), а не грубую силу. Внутри - движения воли (и-ци), снаружи - воодушевлённый вид. Движения могут быть мягкие и твёрдые, но наполнены упругостью. Выполняя одиночные упражнения, нужно обратить внимание на отпускание на вытягивание конечностей тела, так не только увеличивается упругость, но и получаешь пользу для здоровья души и тела. Упражняясь в тайцзицюань, внешне демонстрируешь воодушевлённый вид, внутри скрываешь концентрацию духа и собранность ци. Посредством внутренних и внешних упражнений мышцы всего тела приобретают упругость и получают прекрасную закалку, ускоряется кровообращение, тем самым устраняются болезни, возникающие из-за его нарушения.
  2. С точки зрения техники ударов, отпускание конечностей на растяжение крайне важно, если сможешь отпустить конечности на растяжение (фан чан), тогда сможешь выработать чанцзинь. Контактируя с партнёром для взаимного упражнения цзинь отпускания на растяжение и вытягивания, выходишь без изменчивости, непостижимо для противника, только так можно выработать стратегию. Цзинь отпускания на растяжение имеет много вариаций. Например, если противник использует наступательный способ, пытаясь меня ударить, я расслабляю плечи и вытягиваю руки, не отделяюсь и не упираюсь, следуя ситуации, поднимаюсь и перемещаюсь назад, сохраняю центр тяжести и скручиваю поясницу, втягиваю бёдра, заворачиваю пах и приседаю, прячу грудь и выставляю спину, устанавливаю копчик по центру, как будто поддерживая левая рукой правое плечо, следую скручиванию поясницы, расслабляю плечи, вытягиваю руки, и, отпуская на растяжение (фанчан) занимаю продольную позицию (шуньши), сгибаю и сразу же вытягиваю неожиданно выпуская с решительной силой, противник неизбежно опрокинется. Это форма называется: "Обезьяна вытягивает руку" - один из классических способов применения чанцзинь в тринадцати формах. Отпускание на растяжение (фанчан) конечностей - это решающий фактор в применении чанцзинь. Если тяжесть слева, опустошаю левую сторону, а сам ухожу вправо, справа тяжесть - опустошаю правую сторону и ухожу влево. Вращение вытягиваний (чоу-ла), циркуляция шунь и ни, проявления ближнего и дальнего должны заканчиваться полностью и начинаться снова, циркулируя непрерывно. Если, применяя чанцзинь, можешь добавить цзецзинь (пресекающую, срезающую цзинь) - то это будет более тонко. Если вначале цзе, а затем чан, то противник обязательно отступит вспять, когда отступление дойдёт до исчерпывания чанцзинь, позиция его обязательно подлетит. Если вначале чан, а затем цзе, то он подлетит вначале, последовательность действий определяется силой, накопленной противником. Вначале - входишь, затем - выходишь; вначале - выходишь, затем - входишь; это подобно отпусканию пружины, цзинь быстра, сила тяжела, невозможно защитить позицию. Хотя чанцзинь и искусна, по-прежнему мысль должна опережать противника, в движениях нужно следовать противнику, вслед за сгибанием сразу распрямление, не теряю и не подпираю, сам собой не сжимаюсь и не вытягиваюсь, могу накопить, могу выпустить, широко разливаюсь без предела. Главное ценить живость и подвижность, искусство тайцзицюань чудесно богато, освоить фанчанцзинь нелегко, вариации применения многогранны. Изучающий должен всё тщательно исследовать, только проупражнявшись длительное время, можно достигнуть состояния зрелого знания и успешных методов.

Цзецзинь
(отрезающая цзинь)

То, что называют твёрдой цзинь, использует кисти, ступни, поясницу, ноги, плечи, локти, запястья, бёдра, колени, плечи, то есть все части тела. Первоисточники тайцзицюань говорят, что в твёрдом скрывается мягкое, а в мягком - твёрдое. Хотя цзецзинь и твёрдая, но не застойная, применение её целиком зависит от иньцзинь (цзинь вовлечения). В "Рассуждениях о тайцзицюань" есть указание: "Можешь вовлечь противника в пустоту, тогда сможешь одолеть четырьмя лянами тысячу цзиней", это поясняет, что перед применением цзецзинь, нужно применить иньцзинь (вовлекающую цзинь), чтобы вовлечь противника и заставить его потерять равновесие, только так применение будет успешным. Фацзинь требует погруженного расслабления и успокоения, мысль опережает противника, хотя противник и атакует жестоко, я быстро избегаю его атаки, легко и вязко, уклоняюсь от прямой линии и устанавливаюсь поперечно, заставляю центр тяжести противника отклониться, потерять устойчивость, затем использую случай и выпускаю. Это и есть лёгким побеждать тяжёлое, искусно отрезать цзинь противника, не дать противнику выпустить свою силу, или же заставить противника выпустив силу, провалиться в пустоту, тем самым, давая мне преимущество.

Цзуаньцзинь
(буравящая цзинь)

Цзуаньцзинь это и есть входящая цзинь, она включает в себя два способа применения. Один способ предполагает применение кулака или пальцев, другой способ - применение ладони. Кулак и пальцы используются для удара (да) по точкам, ладонь - для выпуска ударом (цзифа). В "Тайцзицюань в вопросах и ответах" кроме пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као высоко оцениваются захват мышц (сухожилий), надавливания на сосуды (май), запирание точек, отрезание перепонок, захват и удержание, обрушивание (бэнфан), сотрясение, режущее трение (це-цуо). Однако эти методы искусны и сложны, овладеть ими, без руководства опытного наставника, не легко. Например, в ударах по точкам различают девять смертельных точек, девять оглушающих, девять обморочных и девять парализующих, всего тридцать шесть точек. Изучая необходимо не только точно знать местоположение точек, но и упражнять пальцы (кулаки). Когда касаешься кожи противника, это похоже на буравчик, который входит в дерево, решительно и непреклонно, крайне легко поранить человека. В настоящее время изучая ушу, необходимо ставить во главу угла укрепление здоровья, что касается подобного искусства ударов, которые могут нанести вред человеку, нужно лишь понимать общий смысл, не нужно изучать его глубоко, или усвоить самое ценное для сохранения здоровья и лечения болезней, только этот путь верный. Применение цзуаньцзинь - одна из особенностей искусства тайцзицюань, когда находишься в позиции взаимного прилипания с противником и намерен наступать, нужно, прежде всего, использовать цзуаньцзинь, "не буравишь - не расправляешься, как только буравишь - сразу быстрый выпуск". В применении цзуаньцзинь настоятельно требуется расслабить всё тело, всё должно быть пронизано духом, воля восходит вверх, ци взмывает вверх, во всём лёгкая подвижная быстрота, только коснулся, и сразу выпуск, не позволяй противнику уйти изменением, заставляй его упасть. Это называется "Дух подвижный и быстрый, во всём живость". Если хочешь чтобы цзуань был ловким, выпуск успешным, необходимо упражнять в теле живость, в цзинь целостность, только тогда овладеешь искусным выпуском цзуань.

Краткие итоги

Кроме вышеописанных видов цзинь, в тайцзицюань ценят также вырывающую цзинь (бацзинь), трущую цзинь (цоцзинь), разламывающую цзинь (цзюецзинь), сворачивающую цзинь (цзюаньцзинь), цзинь в цунь (цунь цзинь), разделяющую цзинь (фэньцзинь, возможно: цзинь в фэнь), трясущую цзинь (доуцзинь), цзинь складывания (чжэдецзинь), цзинь ведения пустоты (сюйлинцзинь) и др. Из-за того, что другие виды цзинь, сложны и многообразны, они здесь не описаны.

Изучая и овладевая каждым видом цзинь тайцзицюань, прежде нужно натренировать выполнение комплексов (цюаньцзя), и потом штудировать цзинь начиная с туйшоу. Выполняя комплексы вначале нужно добиваться раскрытости и расправленности, а затем плотного сжатия, и далее, начиная с размера чи через цунь и фэнь стремиться к величине в волосок, достигая тщательного выполнения. В применении, прежде всего, нужно добиться понимания цзинь (дунцзинь), только если сможешь усвоить дунцзинь, сможешь понять хуа, инь, на, фа, а затем сможешь упражняться в применении и других видов цзинь. Применение станет совершенным не только в туйшоу, но также и в саньшоу. Тогда сможешь проникнуть в способ применения и использование цзинь каждой кулачной формы. Что касается приёмов других школ цюаньшу, то их тоже можно изучать, впитывая самое лучшее, только так можно обеспечить непрерывный рост собственного искусства.

В ушу воинственность (у) - это сущность, искусство (шу) - это функция. Соединение сущности и функции - особенность движений ушу. Но чтобы росли результаты тренировки тайцзицюань, всё же необходимо изучить должным образом методы цзинь. Изложенное выше моё понимание цзинь тайцзицюань, предлагаю для справки всем любителям тайцзицюань.

Hosted by uCoz